Курс «Возвращение государства». Лекция 7. Екатерина Шульман. «Тяни-толкай. Избирательная система и партии»

27 августа, 16:49
1 243

Политическая история России (2000-2012) в авторском курсе политолога Екатерины Шульман «Возвращение государства».

В мае 2000 года журнал «КоммерсантЪ-Власть» опубликовал документ, известный с тех пор в российском политическом дискурсе как «Редакция №6». Это была некая аналитическая записка, якобы предложенная новому руководству администрацией президента и содержащая в себе план политической реформы.

Идеология политических реформ

По жанру и по стилю «Редакция №6», в общем, не очень сильно выделялась из того большого количества аппаратной литературы, которая генерируется как внутренними аналитиками, так и различными внешними think tanks, которые так или иначе работают на власть. Отличалась она, может быть, цельностью и длиной. Тот план, который там предлагался, предполагал в качестве своей цели максимизацию власти в руках администрации президента. В качестве структуры-помощника, чьи ресурсы и возможности предлагалось использовать для этой цели, называлась Федеральная служба безопасности.

Спустя шестнадцать лет, перечитывая этот документ, обращаешь внимание не столько, конечно, на то, что удалось, потому что удались довольно очевидные вещи, а именно та самая максимизация власти, которой способствовала как архитектура нашей Конституции, так и благоприятная экономическая и внешнеэкономическая обстановка, сопутствовавшая действующей российской власти в этот период. Обращает на себя внимание несбывшееся. В качестве основных врагов, с которыми новой администрации предлагалось бороться, назывались губернаторы, Государственная Дума и так называемая оппозиция. Как было видно, генералы готовились к прошедшей войне, то есть к противостоянию исполнительной и законодательной власти. Ничего подобного делать не пришлось, Государственная Дума охотно кооптировалась в новую властную структуру.

Тем не менее, общая атмосфера, или, скажем так, способ мышления, продемонстрированный в этой бумаге, был и остается чрезвычайно характерным для мироощущения российской власти в целом. Это мировоззрение угроз, это взгляд на мир как на источник угроз и вызовов, на которые надо отвечать, это осознание себя как чего-то, чему постоянно угрожают как извне, так и изнутри.

Что на самом деле было произведено, и произведено с большим успехом за эти двенадцать лет в сфере внутренней политики? Действительно, администрация президента стала основным властным органом, концентрирующим в себе приводные ремни для управления тем, что у нас подразумевается под внутренней политикой. В общем, это тоже был результат вполне предсказуемый, поскольку хочешь быть красивым — поступи в гусары, как говорил Козьма Прутков; хочешь быть успешным политическим управленцем — займи крупную административную должность в эпоху высоких цен на нефть. Довольно легко быть и загадочным постмодернистом, и беспощадным эффективным руководителем тогда, когда тот материал, с которым ты имеешь дело, в общем, не оказывает тебе значительного сопротивления.

Поэтому наиболее успешные и одновременно наиболее, скажем так, часто повторяющиеся реформы в описываемую нами эпоху — это реформы партийного законодательства, избирательного законодательства и всего того, что связано с политической активностью граждан, с общественными организациями и со СМИ.

Реформа партийной структуры

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю