Курс «Возвращение государства». Лекция 16. Игорь Федюкин. «Реформа образования и социальная роль школ»

«Логика реформ и логика строительства вертикали шли рука об руку»
27 августа, 16:41
886

Политическая история России (2000-2012) в авторском курсе политолога Екатерины Шульман «Возвращение государства».

Какой была образовательная политика государства в 2000-е?

Политика, которая проводилась в двухтысячные годы в области образования и науки, несомненно, напрямую выросла из предыдущего десятилетия. Идеология, которая была заложена в программу Грефа, напрямую вытекала из тех реформаторских усилий, которые предпринимались до этого. Интересно здесь, мне кажется, то, как на протяжении двухтысячных вот эта линия реформирования, которая действительно ориентировалась на прозрачность, пыталась создать квазиконкуренцию в этой области. Наверное, это ключевая вещь — попытаться запустить квазирынок в сфере образования. Притом что, понятно, образование по большей части государственное, тем не менее заставить игроков — школы, отдельных преподавателей, вузы — конкурировать между собой. И, конечно, попытка что-то сделать с коррупцией, наверное, на уровне и школ, и вузов, и вступительных экзаменов.

Понятно, что эта конкуренция должна была сопровождаться, чего не случилось, что характерно, конкуренцией за деньги. Понятно, что деньги должны были следовать за студентом, за учеником, и тем самым получалась такая стройная картинка, в которой дети, абитуриенты, студенты конкурируют между собой за право поступления в вузы, а школы конкурируют за баллы своих выпускников и студентов, к которым так или иначе привязываются деньги.

Эта модель в итоге постепенно срасталась с совсем другими приоритетами. История того же ЕГЭ, который задумывался как инструмент повышения конкуренции и повышения прозрачности, очень характерна: ЕГЭ оказался жутко востребован как инструмент административного управления на всех уровнях, то есть ЕГЭ оказался тем механизмом, с помощью которого министерство может давить на вузы, региональное министерство может давить на подведомственные ему школы, администрация президента может давить на губернаторов и так далее.

На протяжении двухтысячных логика международно-ориентированного реформаторства и логика построения административной системы, административной вертикали довольно долго являлись взаимодополняющими и очень гармонично шли рука об руку — до тех пор, пока им не оказалось не по пути.

Кого, с точки зрения государства, должна готовить школа?

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю