Суверенный интернет и цифровое импортозамещение: чем России грозит новая мания Путина

05/07/2017 - 23:27 (по МСК) Маргарита Лютова

Как не только остановить технологическое отставание России от развитых стран, но и это отставание сократить? На этот вопрос отвечали президенту Владимиру Путину члены правительства в Ново-Огареве. Там прошло заседание президентского совета по стратегическому развитию, а главной темой стала новая государственная программа – «Цифровая экономика». Открывая его, Путин заявил, что России нужен технологический прорыв — иначе ей грозит зависимость от развитых стран, что, по мнению президента, недопустимо. Каким будет цифровое будущее России, сколько оно будет стоить и грозит ли нам тотальная чипизация — расскажет Маргарита Лютова, которая вслед за президентом приобщалась к трендам цифровой эпохи.

Каждому россиянину по чипу и смартфону. Примерно так пока выглядит программа развития цифровой
экономики, которой вдруг заболел Путин. В конце прошлого года, в послании федеральному собранию президент объявил, что в стране надо формировать цифровую экономику. Для этого, как водится, нужна госпрограмма, писать которую взялось Министерство связи. А уже на Питерском форуме выяснилось: всё серьёзно.

Теперь заразиться придется всем остальным. Вот только чиновники взялись за экономику XXI века привычными им бюрократическими способами из XX века, так что сложно прогнозировать, что может получиться на выходе из нашей бюрократической машины.

Для начала разберемся, что же в ней происходит сейчас. Программа рассчитана до 2024 года — то есть фактически на очередной президентский срок  — и, судя по всему, даже в цифровой экономике будет соблюдаться принцип преемственности. Мы выбрали для вас топ-5 особенностей:

Во-первых, отраслевые разнарядки. 10 высокотехнологичных предприятий мирового уровня (минимум). 10 цифровых платформ - например, для госуправления и здравоохранения. 30 исследовательских проектов. 120 тысяч выпускников-айтишников в год. 

Во-вторых, протекционизм. Госорганам придется отвыкать не только от иностранного софта, как сейчас, но и как говорится, от импортного «железа» — то есть закупать меньше компьютеров, серверов и другого оборудования за рубежом. Так и до российского айфона дойдет. Но протекционизм почувствуют на себе не только госслужащие, а вообще все пользователи: так, предлагается ставить на все ввозимые компьютеры только отечественные антивирусы. 

В-третьих, суверенный интернет, защищенный от внешних врагов. Авторы программы предложили через год запустить систему безопасности для всего рунета, а затем пойти еще дальше: создать централизованную систему, которая позволит управлять всеми российскими сетями связи, а заодно и анализировать, а то и фильтровать интернет-трафик.

Четвертое. Разработчики документа не забыли и о борьбе с анонимами — причем, на законодательном уровне. Так что Роскомнадзор, который недавно ополчился на мессенджер Telegram за возможность скрывать свою личность, мог бы начать исполнять программу развития цифровой экономики с опережением графика, но пока сервису удалось договориться.  

Ну и главное. Что за госпрограмма без внушительного финансирования? Министр связи Николай Никифоров оценил расходы примерно в 100 млрд рублей в год. Значительная часть этих денег и так есть в бюджете, успокоил он, хотя все-таки потребуются и дополнительные. Посмотрим, кто именно их получит — в последние годы в цифровом импортозамещении преуспевала госкорпорация «Ростех» с давним другом президента Сергеем Чемезовым во главе.

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

Также по теме
    Другие выпуски