«Образец депутатского идиотизма». Apple может уйти из России из-за нового законопроекта

06/11/2019 - 21:56 (по МСК) Богдан Бакалейко

Компания Apple может уйти с российского рынка в результате нового законопроекта об обязанности производителей цифровой техники устанавливать российское программное обеспечение на свои гаджеты. Законопроект может вступить в силу уже в июле 2020 года. 6 ноября депутаты Госдумы приняли его в первом чтении, а правительство дало свой положительный отзыв, указав на то, что новый закон поможет продвижению на рынке российского софта. Но если на китайских или корейских смартфонах уже установлены российские приложения без всякого закона (например, карты и голосовой помощник), то бизнес модель корпорации Apple исключает установку любых сторонних приложений. Богдан Бакалейко рассказал детали.

Российские чиновники хотят устроить свою торговую войну. А в таких войнах победителей не бывает. Тем не менее, законопроект может дорого обойтись компании Apple. За 9 месяцев 2019 года в России продано смартфонов на 318 миллиардов рублей.

iPhone — не лидер по количеству проданных устройств. Он уступает Samsung и телефонам от Huawei, но в деньгах зарабатывает примерно треть от общей суммы. Точных данных, к сожалению нет, но получается не меньше 100 миллиардов рублей только за 9 месяцев. Эти деньги Apple, возможно, потеряет. Правда, инициаторы законопроекта успокаивают, они считают, что компания не покинет Россию, а подчинится закону.

Александр Ющенко, депутат Госдумы: «Никакая компания Apple никогда не уйдет с рынка в пользу своего конкурента, грубо говоря, Samsung. Никакой Samsung не уйдет с рынка в пользу своего конкурента. Условия, прописанные в законопроекте, они абсолютно не сложные для того, чтобы их выполнить и продолжать свою деятельность на территории России».

Законопроект — это всего две страницы. В нем не прописано, какие приложения должны быть установлены в телефоне. Но депутат Александр Ющенко считает, что это могут быть Госуслуги, кабинет налоговой, и, может быть, карты «Яндекса», которые «лучше своих американских аналогов».

Тем не менее, Ющенко говорит, что перечень еще будет обсуждаться в рамках второго чтения, а в законопроекте написано — список приложений утвердит правительство.

Почему все говорят, что этот законопроект настроен против компании Apple? Догадаться можно методом исключения. Телевизоры со smart-tv зачастую уже продаются с установленными приложениями российских онлайн-кинотеатров и телеканалов, китайские и корейские телефоны также давно уже установили все наши сервисы и они доступны, как говорится, из коробки. А в ноутбуках чаще всего все услуги в браузере.

У Apple финансовые договоренности тоже есть, но с Google. По данным Goldman Sachs, Google за последние четыре года заплатил Apple от 9 до 12 миллиардов долларов, только чтобы в браузере Safari стандартным поисковиком был только Google. А теперь представьте, что при таком контракте появляется правительство Российской Федерации и говорит: забудьте о всех договорах, устанавливайте «Яндекс. Браузер». А деньги? А какие деньги — это наше требование на безвозмездной основе. Что сделает самая дорогая компании в мире? Подчиниться стране с не самым большим рынком и забудет обо всех репутационных рисках? Вряд ли.

Интересно еще и то, как написан законопроект. Во-первых, он должен распространяться на страны ЕАЭС, чтобы через Беларусь нельзя было ввозить устройства. А во-вторых, это изменения в четвертую статью закона «О защите прав потребителей». Согласно нему, ответственность будет нести не производитель телефона, а продавец. Получается, Apple может спокойно продавать свои устройства в серую.

В России есть целые сети магазинов, которые продают только технику Apple. И если Apple не установит на свои телефоны какие-то приложения, а этого, скорее всего, не будет, эти торговые сети просто перестанут существовать. А они вообще-то российские. Получается, странная поддержка малого-среднего бизнеса. В 2015 году по просьбе «Яндекса» ФАС возбудил проверку против Google. Стало известно, что Google запрещал устанавливать российские приложения на китайские смартфоны. Тогда «Яндекс» выиграл, и Google подчинился. Возможно, депутаты думают, что в этот раз получится также, но на самом деле, это совсем разные истории.

Фото: Stacey MacNaught / Flickr

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски