Почему за «налог на Google» платить придется вам

Разбор «полностью патриотического налога»
08/06/2016 - 23:41 (по МСК) Когершын Сагиева

Дума приняла во втором чтении «налог на Google». То есть законопроект о введении налога на добавленную стоимость для иностранных IT-компаний, которые продают в России свои услуги и контент. Если законопроект пройдет и в третьем, тот же Google, который попал в обиходное название нового налога, будет платить НДС за покупки россиян в Google Play. Apple заплатит за каждое проданное в Россию приложение из App Store. 

До сих пор большинство зарубежных интернет-игроков налоги на территории страны не платили. Авторы законопроекта, депутаты Андрей Луговой и Владимир Парахин, уверяют, что это создает неравные условия для отечественного разработчика.

Это сейчас общемировой тренд: заставить высокотехнологичные компании платить НДС там, где их услугу потребляют — Европа в этой борьбе, например, ежегодно теряла 100 миллиардов долларов налогов.

Принятие инициативы обяжет иностранные магазины приложений платить налоги не в американскую финансовую систему, а в российскую казну. Владимир Путин идею поддержал практически сразу. Казалось бы, все понятно, но есть вопросы. В них разбиралась Лилия Яппарова.

На заре законопроекта его авторы Андрей Луговой и Владимир Парахин продавали свою идею за 50 миллиардов дополнительных рублей, которые условные Apple и Google заплатят налогами в российский бюджет. На этой неделе цифру скорректировал Минфин — теперь в Госдуме говорят только про 10 миллиардов.

Как объясняют юристы, их заплатят, например, Steam, Netflix, Apple TV — теперь, если вы продаете россиянам любое мультимедиа без коробки, вы платите НДС. Skype и Viber, то есть сервисы интернет звонков, тоже должны были стать налогоплательщиками, но второе чтение в Думе не прошли. Сложнее с услугами техобслуживания: иностранцы, которые смогут принести вам свой софт в коробке прямо в офис, под новый налог не попадают, но когда вашему новому софту понадобится техподдержка — дистанционно, по интернету, то им уже придется платить НДС, а вам, скорее всего, оплачивать наценку.

Казалось бы: Google наконец-то начинает платить налоги там, где его продукт потребляют, а про россиян в законопроекте ничего нет.

Но наблюдатели считают, что новая идея по наполнению бюджета на самом деле не собирается беречь российского предпринимателя. Дело в том, что новый налог придумывался специально под IT отрасль, и потому в нем впервые стали облагаться налогами многие продукты и услуги, до которых раньше у фискальной системы просто руки не доходили. И вот в первой, зимней версии закона под НДС попадал еще и российский разработчик, который им раньше вообще не облагался  — была такая льгота.

По подсчетам участников рынка, если бы законопроект стал законом сразу, у них бы отняли те 20-30 миллиардов рублей, без которых при учете отраслевой прибыли в 15 миллиардов — они бы просто ушли в минус. Весной законопроект обещали доработать так, чтобы российских разработчиков от «налога на Google» оградить. Вот только это решение отчасти так и осталось декларацией. Да, из-под НДС вывели тех, кто продает лицензионные программы, но если вы торгуете интернет-рекламой или хостингом, то с 2017 года начинаете платить вместе с иностранцами.

Получается, новый законопроект в своей нынешней редакции все еще грозит начать пополнять бюджет за счет того сектора российской экономики, который растет даже в стагнацию: по данным ассоциации Руссофт, в прошлом году русские айтишники несмотря ни на что выросли на 30% в рублевой выручке. Просто раньше у отечественного разработчика была большая налоговая льгота, и ее пока никто не отменял, но с 1 января она начнет противоречить новому налогу. И как они будут уживаться вместе — неизвестно. Юристы говорят, что само обсуждение этого просто «заморожено». А из того текста, который сегодня во втором чтении приняли депутаты, просто вычеркнута часть про льготу по НДС.

Пока старая льгота и новый налог противоречат друг другу, налогообложение электронных услуг можно трактовать, и все эти трактовки находятся в серой зоне. Глава думского комитета Леонид Левин, который лично занимался законопроектом, советует не ждать от третьего чтения каких-то концептуальных правок — в работу закон пойдет примерно таким, какой он есть сейчас, и косвенно Левин признает, что «серая зона» внутри нового закона существует.

Если законопроект пройдет, то с 2017 начнут облагаться налогом услуги хостинга, провайдинга, аренды и обслуживания в облаке — услуги и иностранцев, и россиян. По оценке Дмитрия Комиссарова, чья компания как раз занимается разработкой пакета облачных приложений, платить, так или иначе, начнут 80% отечественных разработчиков.

Неврозами отечественного бизнеса Леонид Левин обещает заняться уже после принятия закона. Думский комитет по информационным технологиям готов принимать подзаконные акты, продолжать общаться с Минфином и работать на площадке Федеральной налоговой службы.  Сами налоговики, обещали айтишников ни в коем случае «не кошмарить». Но у отрасли есть еще одно замечание: Дмитрий Комиссаров, например, считает, что законопроект не решит задачу налогообложения иностранных компаний и  что новая норма заберет больше денег у российских компаний, чем у зарубежных.

Выходит, 10 миллиардов новых налоговых рублей в казне, так или иначе, появятся. Но если их насчитают российскому разработчику, то даже сама эта цифра уже звучит как-то иначе.

Фото: Андрей Махонин/Коммерсантъ

Другие выпуски