Зоны вне доступа. Новый законопроект заблокирует все телефоны в российских колониях

10/01/2020 - 22:16 (по МСК) Валерия Ратникова

Депутаты от «Единой России» решили бороться с мобильными телефонами на зонах. За год в местах не столь отдаленных по статистике изымают порядка 50 тысяч трубок у заключенных. Поэтому единороссы и внесли законопроект, который предполагает возможность отключения незаконно используемых абонентских номеров на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов. Как может работать эта система и для чего она нужна, выясняла Валерия Ратникова. 

В тайнике старенькой «Девятки» — мобильники, которые так и не попали в колонию. Главное средство связи с внешним миром, мобильный телефон для заключенного — это и способ заработать, и возможность найти любовь в соцсетях, и доступ к запрещенным азартным играм. На зоне мобильники ценятся в два, если не в несколько раз дороже, чем на свободе, и добывать их научились самыми разными способами. Телефоны прилетают в колонии на дронах, приезжают спрятанными в машинах, их проносят адвокаты или близкие и даже передают сами сотрудники ФСИН — несмотря на все запреты.

В борьбе с мобильной связью в колониях законодатели теперь будут действовать самым радикальным методом — блокировками. Новый законопроект, который депутаты внесли в Госдуму, предлагает блокировать все мобильные номера на территории мест лишения свободы. Раньше это можно было сделать, только если доказать, что с его помощью готовится или совершается тяжкое уголовное преступление.

С помощью блокировок законодатели хотят предотвратить самые разные преступления. Сейчас в местах лишения свободы работают целые колл-центры телефонных мошенников, а преступные авторитеты легко координируют действия своих группировок, не выходя из колонии, даже заказывают убийства. Между тем мобильную связь за решеткой используют не только отъявленные мошенники, но и творческие люди.

Автор подкаста «Голос зоны» Петр Рузавин: С ребятами мы общались следующим образом: они по сути состояли в этом музыкальном кружке, где они могли проводить часть времени, как на работе, в колонии — во время обеда они уединялись в этом музыкальном кружке, и там их особо никто не трогал в течение часа, двух, трех. И за эти час-два-три мы как раз с ними и созванивались.

Журналист Петр Рузавин несколько месяцев общался по телефону с музыкантами рэп-группы ЕПКТ. Заключенные выпускали свои треки прямо из колонии и рассказывали об этом в подкасте «Голос зоны».

Кое-кто из музыкантов прямо в колонии с помощью телефона нашел свою любовь. Это возможно, если иметь выход в интернет. Который, правда, в любой момент может закрыть очередной «шмон» — то есть обыск.

Автор подкаста «Голос зоны» Петр Рузавин: В ходе обыска по их баракам эти телефоны отнимались, мы не могли с ними созвониться, потому что у них в очередной раз не было телефона. Им нужно было ждать, пока их привезут снова. Современные технологии позволяют — там все играют на Pocket Stars в покер и так далее. Но помимо каких-то увлечений или общения, есть же целый феномен так называемых «ждуль» — это девушки, которые начинают переписываться с заключенными, зачастую они с ними не знакомы до того, как те получают свои сроки. Собственно, переписываются они именно через соцсети.

Правда, не всем заключенным так легко дается доступ к мобильной связи. Участница группы Pussy Riot Мария Алехина, которая провела в заключении чуть меньше двух лет, рассказывает, что в так называемых «красных» колониях действуют более жесткие порядки. Возможность получить мобильный телефон там зачастую имеют только те, кто сотрудничает с администрацией колонии.

Участница группы Pussy Riot Мария Алехина: Женские зоны, как привычно говорить слушателям, «красные» — то есть контролируемые администрацией. Соответственно, все какие-то вещи, которые не запрещены основным законодательством, присутствуют, но такие, как мобильники — они если у кого-то есть, то только у осужденных, которые работают на администрацию. Я лично своими глазами не видела ни одного. Но слышала слухи. В принципе, думаю, что они там были. Что действительно клево — то, что мы добились в другой колонии с помощью и правозащитников, и тех заключенных, которые не испугались идти к правозащитникам бороться за свои права, с помощью моих адвокатов — что установили телефоны в каждом отряде. Это очень круто, потому что очередь на звонки огромная.

Тем временем законодатели обещают принимать новые меры по борьбе с мобильниками в колониях. Депутаты собираются ввести уголовную ответственность за неоднократную передачу запрещённых предметов. Сейчас максимальное наказание — 5000 рублей.

А зарабатывают на этом арестанты намного больше.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Также по теме
    Другие выпуски