Крылья Путина: почему на авиасалоне МАКС показывать было почти нечего

18/07/2017 - 23:39 (по МСК) Маргарита Лютова

Авиасалон  — это конечно не только повод поесть мороженого. Знаменитые Фарнборо и Ле Бурже собирают тысячи участников, которые заключают миллиардные контракты на поставки самолетов. На прошедшем недавно французском авиасмотре российский авиапром остался практически не у дел. Зато на родных полях МАКСа продажи в первый же день пошли в гору. На что надеется российская авиапромышленность и куда она долетела при Путине — разбиралась Маргарита Лютова.

До авиасалона МАКС самолет МС-21 не добрался: смотр не вписывается в график заводских испытаний. В Жуковском он был представлен тренажером. Что не помешало под присмотром президента продать очередную партию. МС-21 расшифровывается как Магистральный самолет 21-ого века. Он задуман как конкурент популярным Airbus a320 и Boeing 737. Заявленные преимущества: большая вместимость. Проект государственный — им занимается компания Иркут, структура государственной Объединенной авиастроительной корпорации, сокращенно ОАК. Финансирует его конечно же тоже государство: глава ОАК говорил, что в проект вложено 100 млрд руб. Проект получает и мощную моральную поддержку от государства: на выкатке самолета выступил иркутянин Денис Мацуев. Премьер Медведев был лаконичен:

«Круто, что еще можно сказать». 

Как минимум, российские лизинговые компании к премьеру прислушались: на МС-21 до сегодняшнего дня было 185 так называемых твердых контрактов — это те, по которым уже идут авансы. Из них 125 — от подконтрольных государству лизинговых компаний «Ильюшин Финанс» и «Авиакапитал Сервис».

До МС-21 главной надеждой российского авиапрома был знаменитый «Сухой Superjet 100» — проект был запущен практически одновременно с президентством Путина и был практически символом обновления: пул международных участников, внимание иностранной прессы и реклама от «первых лиц». Но, к 2017-му стало понятно, что у «Сухого Superjet» и обновления российской экономики общая судьба: в эксплуатации сейчас около сотни машин, большинство — у государственного Аэрофлота, из иностранных авиакомпаний - у мексиканской Interjet. 

Налет у Superjet низкий, сообщали Ведомости со ссылкой на оценки Росавиации и авиакомпаний: мешают поломки и недостаток запчастей.

Но российские власти намерены взяться и за новый амбициозный проект: в начале этого года вице-премьер Дмитрий Рогозин снова напомнил Путину — России нужен свой дальнемагистральный самолет и им должен стать новый Ил-96-400м — будущая пассажирская модификация старой грузовой модели. На его развитие пока планируется выделить свыше 50 млрд рублей. Правда, после 2018-ого. И с не очень понятными заказчиками. Зато пока на старом Ил-96 летает и сам Путин — сегодня он прибыл на нем на МАКС. А развивает российский авиапром сын Рогозина Алексей — он недавно возглавил ОАК через которую и идут деньги. Правительство конфликта интересов не видит.

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Также по теме
    Другие выпуски