Главным соперником Лукашенко станет жена «белорусского Навального». Как Беларусь готовится к выборам

14/07/2020 - 22:25 (по МСК) Алексей Коростелев

Главным соперником Лукашенко на выборах президента станет жена политика Сергея Тихановского Светлана. ЦИК Беларуси допустил лишь пять кандидатов, среди которых оказалась Светлана Тихановская, против ее мужа возбудили уголовное дело по факту нанесения телесных повреждений сотруднику органов внутренних дел. Речь идет о задержании Тихановского на пикетах по сбору подписей 29 мая. Якобы Тихановский толкнул одного из полицейских. Сейчас Тихановский находится в СИЗО в карцере, куда он регулярно попадает якобы за нарушение тюремного режима. Остальных ярких оппозиционных кандидатов на выборы не пустили — в том числе, бизнесмена Виктора Бабарико, которого до недавних пор называли главным соперником Лукашенко на выборах президента. Виктор и его сын Эдуард также находятся за решеткой — сразу после начала президентской кампании Бабарико обвинили в отмывании средств и неуплате налогов. В стране начались акции протеста из-за недопуска альтернативных кандидатов на президентские выборы. Обсудили эту тему с правозащитником центра «Весна» Валентином Стефановичем, представителем штаба Виктора Бабарико Марией Калесниковой, и главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым.

На связи со студией Дождя Валентин Стефанович, правозащитник центра «Вясна».

Валентин, слышите ли вы студию Дождя?

Да, добрый вечер, слышу.

Скажите, пожалуйста, вышли сегодня люди в поддержку незарегистрированных оппозиционных кандидатов? Происходит ли что-нибудь в центре Минска?

Да, вышли на улицу, не только в Минске. Сегодня вот на данный момент мне известно, что люди вышли в Могилеве, в Гомеле, в Молодечно, в Бресте, в других городах. В Минске тоже вышли, причем в разных абсолютно частях города, и в спальных районах, и в центре столицы. На данный момент милиция перекрыла проспект Независимости фактически весь в центре города, чтобы не допустить туда транспорт, автомобили, которые активно сигналят в знак протеста, а люди хлопают. Вот это то, что сейчас происходит, и уже начались задержания, к сожалению, милицией участников этих акций.

Вот мы сейчас видим на наших экранах центр Минска, по всей видимости, и здесь громадные грузовики, по всей видимости, это вариант белорусского автозака, что в России у нас так называется.

Да, на базе МАЗа.

На базе МАЗа, именно. И мы видим, что интернет-сигнал довольно плохой, по всей видимости, сотрудники полиции и спецслужбы глушат сотовый сигнал. Валентин, я прав, это стандартная практика на митингах в Белоруссии?

Очень вероятно, такое действительно бывает. И тоже задерживаются журналисты, которые ведут онлайн с этих акций. Вот известно, что задержали прямо во время прямого эфира онлайн журналистов Еврорадио.

Скажите, вообще ожидается ли сегодня, мы просто видели в начале лета, весной огромные митинги в Белоруссии, в Минске в поддержку независимых кандидатов на выборы президента, ожидается ли что-нибудь сейчас, когда стало понятно, что лишь супругу Сергея Тихановского допустили на эти самые выборы? Будет ли какая-то реакция общественности, именно публичная?

Эту реакцию сейчас мы и наблюдаем, причем не только в Минске, как я уже сказал, а во многих других городах. Причем в Минске, например, в спальных районах выходит до ста человек, которые выстраиваются в цепи. В центре города довольно много людей. Сейчас сложно сказать, как это будет проходить дальше, потому что власти демонстрируют довольно жесткие подходы. С начала кампании по нашим данным, по данным нашей организации, более семисот человек уже были задержаны, и более 120 из них подвергнуты аресту. Я напомню, что количество политзаключенных на сегодняшний день в Белоруссии уже 25 человек, включая самого Виктора Бабарико и членов его инициативной группы.

Спасибо большое.

 

Сейчас мы связываемся с представителем штаба Виктора Бабарико, с нами на прямой связи сейчас Мария Калесникова.

Здравствуйте, Мария, слышите ли вы студию Дождя?

Здравствуйте, слышу вас хорошо.

Скажите, как вы отреагировали на сегодняшние новости из Центральной избирательной комиссии? Понятно было, наверное, изначально, что мало шансов на регистрацию Виктора Бабарико было изначально, но все же, как вы отреагировали на новости?

Мы были уверены, что все-таки состоится регистрация, потому что вчера наши юристы проверили все документы, все положения, которые там были предоставлены, где было видно, что никаких нарушений, никаких предупреждений к нам нет. Но власть в очередной раз показала, насколько она слаба, насколько она боится того, что люди выражают свое несогласие с действующим режимом и пытаются голосовать, пытаются выдвигать своих кандидатов, тех, кого они считают достойными на роль президента республики Беларусь. Власть этого боится и с этим не согласна. Именно вот реакция только такая.

У вас есть план действий на ближайший месяц? В общем-то до выборов совсем немного осталось. Понятно, что скорее всего, ни вашего кандидата, ни остальных оппозиционных кандидатов на выборы не пустят. Будете ли вы выводить людей на улицы, как сегодня это уже было сделано, насколько я понимаю? И как будете бороться за справедливость в общем и целом?

Я хотела бы уточнить, мы не выводим людей на улицы, сегодня мы не призывали к тому, чтобы люди выходили на улицы. Это абсолютно стихийные какие-то, стихийная реакция людей. Что мы делаем? Во-первых, мы всех призываем подавать жалобу в ЦИК на несогласие с решением о нерегистрации Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, потому что это два самых сильных альтернативных кандидата, которых просто не допустили к избирательному процессу. Мы требуем освобождения всех политзаключенных: Виктора Бабарико, Эдуарда Бабарико, Сергея Тихановского и всех остальных, которые опять-таки не допущены к процессу избирательному и находятся сейчас в СИЗО КГБ или в тюрьмах. Что мы делаем дальше, мы призываем весь народ, всех, кому не безразлична жизнь в Белоруссии, 9 августа, в день выборов, прийти на выборы. Мы будем стараться уменьшать досрочное голосование, потому что чаще всего именно в это время происходят наибольшие фальсификации. Плюс мы призываем всех активных граждан становиться наблюдателями и заполнить все 5700 участков нами самими, чтобы мы сами наблюдали, чтобы мы не допускали, как наблюдатели, фальсификации и подлоги.

А рассматриваете ли вы такую стратегию как, например, «Умное голосование», которое применялось штабом Алексея Навального год назад на выборах в Московскую городскую думу, когда оппозиция выбирает любого кандидата из списка допущенных и призывает своих сторонников голосовать за него, например? Вот в масштабе президентской кампании не рассматривали ли вы такой вариант?

Это один из важных моментов. Мы призываем людей приходить на участки избирательные и голосовать за любого альтернативного кандидата или за того, кого они считают достойным. Плюс у нас, в отличие от вас, еще в избирательном бюллетене есть графа «Против всех», и это тоже может быть одним из способов своего волеизъявления.

Но есть ли у вас какая-то консолидированная позиция, вот за супругу Тихановского, например, проголосовать? Или за других кандидатов, там еще три человека, помимо Лукашенко и Тихановской.

У нас пока такой позиции нет. Мы со всеми штабами готовы общаться, разговаривать, вырабатывать, возможно, какой-то общий план и стратегию действий. Но самое главное, чтобы как можно больше людей проголосовало за альтернативных кандидатов, и власть увидела, какая на самом деле у нее низкая поддержка населения на данный момент.

Спасибо большое.

Спасибо вам.

 

Повлияет ли ситуация на президентских выборах на отношения Белоруссии с Евросоюзом, на Западе уже критикуют недопуск главных оппонентов Лукашенко, и с Россией? Мы видим, как в последнее время Минск с Кремлем сближается после месяцев разлуки. Если весной Лукашенко не нужен был российский газ, например, то сейчас Путин братается с президентом Белоруссии у памятника героев Ржевской битвы, а Михаил Мишустин анонсирует восстановление товарооборота между странами до конца года и хвастается эффективной налоговой системой перед белорусским премьером. Да ко всему прочему, белорусская граница откроется для россиян первой с пандемии. В общем и целом обсудим все это с Федором Лукьяновым, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике».

Федор, здравствуйте. Слышите ли вы студию Дождя?

Здравствуйте. Прекрасно слышу.

Как вам кажется, в общем-то, наверное, прогнозируемый исход белорусских выборов, когда не допускаются оппозиционные кандидаты, как-то омрачат отношения Лукашенко и Евросоюза, которые, как казалось, уже налаживаются, и Лукашенко перестал быть последним диктатором Европы.

Ну, последний, не последний диктатор Европы, это вообще бессмысленные штампы, которые в общем к реальности никогда отношения не имели. Отношения с Евросоюзом, они так колеблются всегда, собственно, это не первый раз. Перед каждыми выборами Александр Григорьевич начинает заигрывать с Европой и давать понять, что в этот раз будет не так, как всегда, потом получается так, как всегда, Европейский союз ритуально возмущается. Но строго говоря, я думаю, никто особо ничего не ожидал от Лукашенко в Европе, да и Лукашенко тоже слишком опытный политик, чтобы не понимать, что пределы сближения с Европой весьма и весьма близки. Так что кардинально я не думаю, что что-то изменится. Если, конечно, там не будет какого-то совершеннейшего кошмара, не знаю, разгона, подавления, кровищи, но все-таки вряд ли.

Но и при этом сейчас мы видим, насколько опять же кажется по новостям, сближение Минска и Москвы, эти объятия Владимира Путина и Александра Лукашенко показаны в эфире «России 1», и Мишустин на переговорах с премьером Белоруссии, довольно теплых, судя по всему. То есть Белоруссия так вот возвращается, повернулась лицом к России? С учетом того, что насколько я понимаю, весной отношения в общем-то были довольно холодными.

Честно говоря, я не знаю, откуда вы сделали вывод о потеплении. На мой взгляд, не изменилось ровно ничего, объятия были сугубо протокольными. Более того, во время визита Лукашенко на парад в Москву, там как-то явно было очень холодно между ними, а визит на открытие памятника во Ржеве, понятно, что два давно знакомых человека, они друг друга приветствуют, но не более того. Никаких результатов этих переговоров нам не сообщили, думаю, потому, что их не было. Россия, безусловно, ждет, потому что сейчас Лукашенко не до чего, ему сейчас главное — как-то обеспечить следующий срок, шестой уже. Проблемы, которые были между Россией и Белоруссией, никуда не делись, и судя по всему, после выборов они встанут еще острее для белорусского руководства, потому что экономическая подпитка из России теперь все более и более обусловлена разными обстоятельствами. Ему предлагаются разного рода новые форматы, на которые он идти не хочет, но возможностей для маневра у него не так много. Поэтому я думаю, что Россия в кои-то веки в такой удобной позиции наблюдателя, собственно, что бы там ни произошло на выборах и после выборов, Россию это устраивает. Переизберется Лукашенко — здорово, мы его знаем, будут проблемы и репутация его пострадает, ну что же, его проблемы это не наши проблемы. Если вдруг, паче чаяния, что-то будет неожиданное, Александр Григорьевич давно уже не является самой любимой женой России, поэтому, значит, сменится власть, будем выстраивать новые отношения.

К сожалению, у нас прервалась связь с Федором Лукьяновым, но мы в общем-то успели обсудить отношения Белоруссии и России в контексте предстоящих президентских выборов.

Фото: Наталия Федосенко/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски