Фабрика хороших новостей: как RT делала сюжеты к юбилею Путина

09/10/2017 - 22:28 (по МСК) Евгения Котляр

Внимание к телеканалу RT последние дни было приковано не только в связи с предписанием зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В день рождения Владимира Путина прошедшую субботу агенством Ruptly, которое принадлежит телеканалу, был снят сюжет о бургере имени Путина. Его предлагал своим клиентам один из американских ресторанов. Как выяснилось, это была выдумка продюсеров агенства — материал, который, к слову, подхватили все российские федеральные СМИ, в конце концов был удален. В том, как устроена журналистика прямого действия, разбиралась Евгения Котляр.

Если смотреть только федеральные каналы, то в субботу у всего мира было совсем немного дел, главное из которых — поздравить Владимира Путина с днем рождения. Патроны — то есть сюжеты и съемки для «России 1», НТВ и РЕН — подносило агентство Ruptly. Правда, позже выяснилось, что одно из самых необычных поздравлений – бургер весом в 1952 грамма — цифра совпадает с годом рождения Путина оказалось фейком.

Алексей Ковалев, журналист-расследователь, выяснил, что сотрудники кафе инициировали эту акцию в обход руководства кафе, а Ruptly сняли об этом сюжет, который распространился в русскоязычных СМИ.

Журналист Алексей Ковалев: «Никакого "Путин-бургера" они не подают. В пятницу к ним приходил какой-то телеканал, но они отношения никакого к этому не имеют. Руководство сети ресторанов сказало, что они пали жертвой какого-то розыгрыша, но потом я им объяснил, что они пали жертвой не розыгрыша, а пропаганды российских телеканалов. Но они обещали провести внутреннее расследование».

Позже на сайте Ruptly вместо сюжета появился сдержанный комментарий руководства:

Телеканал Дождь

 

Истроию с бургером Дмитрий Песков комментировать не стал — много чести. Но пресс-секретарь президента отметил — Путин и так очень популярный человек во всем мире.

Телеканал Дождь

 

Бывший сотрудник Russia Today Константин Саркисов рассказал, что все, кто работает на RT, прекрасно понимают угол, под которым редакция освещает те или иные события.

Бывший сотрудник Russia Today Константин Саркисов: «Просто там люди отрабатывают свою agenda, они этого не скрывают. Ты в этом смысле это принимаешь и не жалуйся — или увольняешься, как это сделал я. Там работают уже проверенные абсолютно "свои" люди, которые уже знают, что им делать нужно, какой угол подавать. Там были новые инициативы, но они все были в рамках, установленных в рамках редактором на повестке».

Другой «флешмоб», который был сделан с подачи Russia Today и опубликован в 10 утра 7 октября на их сайте, это поздравление от боксеров. Хоть все и выглядит почти как на самом деле — для достоверности спортсмены записали себя на мобильные телефоны.

9 октября в разговоре с федерацией бокса России, Дождю подтвердили, что это задумка Russia Today.

Телеканал Дождь

 

История, которая развивалась параллельно – поздравительные граффити. Все признания в любви и уважении выполнены анонимными художниками. Единственный указанный художник – автор граффити в Париже. Его никнейм — «СКЭЙМ РЕТОР». Но сообщений о нем во французских СМИ нет, французские журналисты также рассказали, что услышали об этом художнике впервые. А новостная повестка российских СМИ и отделений RT пестрит упоминаниями загадочного художника, который изобразил Путина стилизованным под советский плакат.

Вообще Russia Today часто освещает всевозможные флешмобы и акции на Западе, связанные с президентом Путиным. 5 октября сообщалось, что один из вашингтонских ресторанов будет продавать пиццу «Острый как Путин». В прошлом году накануне дня рождения Путина на Манхэттене вывесили баннер – «Путин — миротворец».

Но такую массовую атаку на умы европейцев и американцев в день рождения президента Путина RT устроил впервые. Видимо, напоследок — до 17-го октября канал должен признать себя в США иностранным агентом. А если нет — сотрудникам грозят «серьезные меры». Об этом накануне заявила сама Маргарита Симонян, которая была недоступна для комментариев.

ДОПОЛНЕНИЕ

В процессе монтажа сюжета, представитель федерации бокса России Олег Ишуткин перезвонил в редакцию и сказал, что его первый комментарий Дождю некорректный и на самом деле «акцию придумали сотрудники пресс-службы федерации бокса России». На вопрос телеканала, почему в первом комментарии ответ был другой, Олег сказал, что Russia Today первыми выпустили этот ролик в эфир.

Также по теме
    Другие выпуски