Что такое «обстоятельства непреодолимой силы», за которые предлагают прощать коррупционеров

29/01/2019 - 22:00 (по МСК) Богдан Бакалейко

Россия и Папуа — Новая Гвинея разделили между собой 138 место в рейтинге восприятия коррупции Transparency. Всего стран в списке 180, Россия за год опустилась на три позиции. Проблемы с коррупцией в стране, как пишут авторы рейтинга, связаны с тем, что «действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией». В день выхода рейтинга Минюст анонсировал поправки, по сути смягчающие законодательство о борьбе с коррупцией. Ведомство предлагает учитывать случаи, когда коррупция возникает из-за «обстоятельств непреодолимой силы». Формулировка сразу же стала поводом для шуток. Откуда возникла такая формулировка, что она означает и будет ли это все работать, рассказал Богдан Бакалейко.

«Они меня вынуждали, и это было обстоятельством непреодолимой силы пойти на коррупционный сговор», — примерно так и описывают россияне новую инициативу Минюста. В интернете появилась уже масса мемов и шуток только из-за одной формулировки «обстоятельство непреодолимой силы»:

«С подачи Минюста РФ у чиновников теперь будет 2 официальных зарплаты — одна по штатному расписанию, другая согласно „обстоятельствам непреодолимой силы“» 

«Готовятся поправки в закон, разрешающий чиновникам давить пешеходов „вследствие обстоятельств непреодолимой силы“ — пояснили в Минюсте РФ»

«Затем разрешат полицейским „вследствие обстоятельств непреодолимой силы“ ******* граждан»

Сейчас законопроект находится на самой начальной стадии. Документ разместили на сайте нормативно-правовых актов. Эта поправка не касается, например, взяток. А об этом многие шутят. Так как взятки — это уже преступление. В проекте речь идет только о нарушениях, за которые чиновников сейчас увольняют. 

Илья Шуманов, заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия»: «К действиям уголовного кодекса это отношения никакого не имеет. К правонарушениям у нас относится не декларирование доходов или имущества, незадекларированные подарки, неурегулированные конфликты интересов, несоответствие доходов публичного лица его расходам и использование счетов за рубежом». 

Получается, если сейчас у чиновника найдут счет за рубежом — увольнение. Возможно, если примут другой законопроект, можно будет отделаться штрафом или выговором. А если пройдет поправка Минюста, то счет за рубежом или незадекларированные доходы можно оправдать этим самым обстоятельством непреодолимой силы. Но что это вообще такое? 

«Это землетрясение, эпизаотия, эпидемия, военные действия, народные восстания. То, что вы предполагать и прогнозировать не можете. Люди допускают нарушения, люди не декларируют конфликт интересов, не декларируют имущество — это становится известно, и они потом пытаются избежать ответственности, ссылаясь на некие обстоятельства непреодолимой силы. Якобы я не задекларировал, потому что у меня были наводнения», —объясняет Илья Шуманов, заместитель гендиректора «Трансперенси Интернешнл — Россия».

В общем-то, народное восстание — довольно веская причина не декларировать свои доходы. Но у Минюста есть своя позиция, и она, в общем-то, рациональная. Все дело в том, что, например, в моногородах на Крайнем Севере при госзаказе у чиновников зачастую просто нет большого выбора подрядчиков. Вполне возможно на единственном предприятии в поселке могут работать родственники чиновников, и здесь схема, в общем-то, не совсем коррумпированная. Выбора же нет. И об этом, к слову, говорят инициаторы проекта. 

Минюст России: «Кроме того, не всегда бывшие члены семьи государственного служащего соглашаются представлять сведения о доходах и расходах общих детей, а также имеются случаи, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений, требований и неисполнение обязанностей связано с длительным тяжелым заболеванием».

То есть, законопроект же поможет небольшим чиновникам, снизит административный барьер и даже где-то уменьшит бюрократию, говорят в Минюсте. Как бы не так. Разбирают эти нарушения чиновники и надзорные органы между собой в закрытом режиме. И если нарушитель не попробует оспорить наказание в суде, никто и не узнает, как и на каких основаниях его уволили. 

Кирилл Титаев, директор по исследованиям Института проблем правоприменения Европейского университета: «ФАС провела проверку. Вынесла представление. Все это происходит в рамках рабочей чиновничьей переписке, совершенно непубличной. Тут остается большая дискреция. И эта дискреция должна быть применена административной комиссией или другим органом. И в этом плане мотивация применять эти нормы для защиты действительно слабых, она отсутствует»

То есть, наказывать чиновника или нет — надзорный орган может по своему усмотрению. А у всех, как мы знаем, разные взгляды на жизнь. Одно дело наказывать вице-губернатора большого города, и совсем другое — директора школы. Понятно, что это люди с разными ресурсами и влиянием. 

Кирилл Титаев, директор по исследованиям Института проблем правоприменения Европейского университета: «Как раз преследование маленьких и слабых: небольших муниципалитетов, небольших госорганов, больниц, школ и так далее, более-менее продолжится в этой ситуации. В то время, как появляется инструмент, который позволит сильным игрокам уйти от ответственности там, где есть реальная коррупция».

В общем-то, сейчас статистика тоже не на стороне мелких чиновников. Из-за коррупционных дел за год уволили 800 чиновников, и 80% из них — это должностные низкого ранга. Вряд ли новый закон им поможет. А как сильно он поможет крупным игрокам государства, мы узнаем, когда Минюст закончит свой проект и пропишет все случаи обстоятельств непреодолимой силы.

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски