Автопилот или контрафактные запчасти? После второй катастрофы авиакомпании отказываются от Boeing 737 MAX 8

11/03/2019 - 21:35 (по МСК) Богдан Бакалейко

После авиакатастрофы в Эфиопии, в которой погибли 157 человек, включая троих россиян, в ряде стран приостановили полеты Boeing 737 MAX 8. О временной приостановке полетов новой линейки самолетов Boeing, кроме самой компании «Эфиопские авиалинии», уже сообщили авиакомпании Индонезии и Китая. Дело в том, что за последние полгода уже два самолета модели Boeing 737 MAX 8 потерпели крушение. Между тем, российские авиакомпании не отказываются от модели «Боинга», в которой усомнились зарубежные коллеги. Богдан Бакалейко — о возможных причинах катастрофы в Эфиопии и о ее последствиях для авиагиганта.

10 марта в 8:30 Boeing африканской авиакомпания Ethiopian Airlines вылетел из Аддис-Абебы. Сразу после взлета пилоты сообщили о неисправности самолета и запросили посадку, но вернуться самолету не удалось — через шесть минут он исчез с радаров. На борту было 157 человек, трое из них — граждане России. Это инструктор по прыжкам с парашюта Сергей Вяликов и супруги Екатерина и Александр Поляковы.

Разбившийся Boeing 737 MAX 8 — это последняя модификация самого продаваемого в мире пассажирского самолета. Его выпустили два года назад. Но только за последние полгода с MAX 8 случилось сразу две крупные катастрофы. До Эфиопии была Индонезия — в октябре 2018 года, тогда погибли 189 человек.

Владимир Лукашевич, авиаэксперт: Пока полет протекает нормально, штатно, то там все нормально. Могут возникать проблемы, когда полет протекает по каким-то причинам в какой-то нервозности: маленький остаток топлива, сложная метеообстановка, плохая видимость, экипаж устал и так далее — вот тогда возможны ошибки экипажа. И на этих типах самолетов это было, когда экипаж пытался взять управление на себя, не смог взять автопилот, автопилот не так сработал и так далее.

Причины этих двух аварий до сих пор неизвестны, сейчас идет расследование. Ранее The Wall Street Journal писал, что автопилот новых Boeing может срываться в пике, хотя перевозчики об этом и не знали. Вытащить самолет в таком случае очень сложно. Возможно, именно это и стало причиной крушения в Индонезии, но винить только самолет пока рано.

Владимир Лукашевич, авиаэксперт: Проблема в том, что, очевидно, нет нормальных запчастей, используются контрафактные запчасти, не соблюдается нормативы по бесполетному обслуживанию. Вот это да. Африка, как и юго-восточная Азия: Вьетнам, Камбоджа, — это достаточно бедные страны и соответственно самолеты, даже если получают лизинг хороший, могут быть проблемы с качественным обслуживанием.

Китай и Индонезия уже запретили своим компаниям летать на 737-х Boeing. Тоже самое сделала и Ethiopian Airlines. В России новые модели есть пока что только у S7. Они летают уже год, и отказываться от них в S7 не собираются. Пилоты компании наоборот, хвалят новые самолеты.

Пресс-служба S7: Самолет в обслуживании аналогичен предыдущему поколению. Никаких жалоб от пилотов и летной службы на него не поступает, скорее, отмечают преимущества самолета нового поколения.

Между тем акции Boeing за 11 марта упали сразу на 10%. Две аварии бьют по репутации компании, и скорее всего этим пытаются воспользоваться китайцы. Их запрет — возможно экономическое решение против Boeing, а не забота о безопасности, считает Вадим Лукашевич. Ведь у Китая есть свои собственные самолеты, которые могут занять на рынке место Boeing или Airbus.

Владимир Лукашевич, авиаэксперт: У китайцев есть свои самолеты, которые совершенно адекватные, композитные, современные. У Китая есть свой самолет этого класса. Здесь Китай не только заботится о безопасности, может быть даже не столько заботится о безопасности, сколько о создании конкурентных преимуществ, продвижении своего нового самолета, который является конкурентом.

На миллион вылетов в Африке случается пять авиакатастроф. В Европе — в три раза меньше. Пилоты всегда говорят: любая авария — это стечение сразу нескольких обстоятельств. Причиной падения самолета могут стать не только плохие погодные условия или ошибка пилота. Но также слабое обслуживание самолета или даже контрафактные детали — на африканском рынке такие детали могут появиться даже на самых новых самолетах.

Фото: ТАСС

Другие выпуски