Россияне и турки: кто демократичнее.

Доклад фонда Фридриха Наумана
Вечернее шоу Здесь и сейчас
23:08, 28 сентября
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

Конфликт между Россией и Турцией, продолжавшийся до лета этого года, заставил мир сравнивать между собой эти две евразийские державы. Для тех в России, кто по прежнему воспринимает жителей Турции как диковатых представителей деспотичного Востока, выводы социологов из фонда Фридриха Наумана, сравнивающих мировоззрение турок и россиян, покажутся совершенно неожиданными. Подробности узнал Тимофей Рожанский

Социологи задались вопросом, как жители двух государств относятся к демократии и свободам в целом, опросив более трех тысяч респондентов в разных городах России и Турции. И выяснили, что западные ценности гораздо ближе нашим южным соседям.

Так, абсолютное большинство турок, более 93,5%, отметили, что для них очень важно жить в стране с демократическим правительством. Сторонников демократии в России почти в 2 раза меньше — только 56%. Большая часть россиян считает, что экономику должно контролировать государство. И только четверть россиян выступили за свободные рыночные отношения. Примерно столько же турок высказались в пользу государственного контроля — большинство за свободную экономику и частный бизнес.

Социолог Кирилл Титаев считает, что эти цифры еще не говорят о том, что российское общество менее свободно: «Слово «демократия» в России имеет плохие прагматические референции — так сложилось. И это не значит, что у нас плохой народ, ненавидящий демократию, это значит, что вот это слово в свое время исторически стало маркером плохих времен, когда нечего есть. Если мы будем спрашивать «Считаете ли Вы, что правительство должно быть избрано народом?» — мы получим за 90%».

В ответ на вопрос, как стать богатым, большинство турок отвечают, что нужно честно работать. В России 70% уверены, что честно в этой стране много не заработаешь. Кстати, три четверти опрошенных турецких мужчин не возражают, чтобы жены в их семьях зарабатывали больше. Россияне восприняли такую идею с меньшим энтузиазмом. И в продолжение гендерной темы — наиболее неожиданный результат. Турки оказались гораздо более лояльны к гомосексуализму. 70% россиян сказали, что он должен быть запрещен. У турок уровень гомофобии среди опрошенных гораздо ниже — менее половины хотят запрета однополых отношений. Результаты опроса наталкивают на вывод, что турецкое общество гораздо более демократично.

Турецкий социолог Ханс-Георг Флек с ним согласен: «Я думаю, что это действительно так. Я не знаю, будет ли это по-прежнему так в будущем, но я думаю результаты отражают, что на сегодняшний день Турция является по-прежнему более демократическим государством, или же государством с более развитой демократической и политической культурой».

Он отметил, что именно попытка военного переворота в середине июля приблизила отношение Турции к правам человека к уровню России, а до этого Турция была куда свободнее. Социолог института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев такой вывод не опровергает, результаты опроса его не удивили:

 «В России ориентация на государство гораздо сильнее, чем ориентация на абстрактную свободу, и это было более или менее всегда. Травма 90-ых в этом плане сохраняется. Такая вполне себе патерналистская ориентация на государство, на то, что государство должно перераспределять, заботиться и так далее – это совершенно нормальная, типовая ситуация, мы это на опросах видим с середины 90-ых годов. Мы понимаем, что постататюрковская Турция — это культура, которая в большой степени ориентирована на государство и на государственную заботу, поэтому здесь нет ничего необычного».

Изображение: Depositphotos.com

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.