Сотрудница «Эха Москвы» Антонина Самсонова: «Ни один журналист радиостанции не изменит свою позицию»

14/02/2012 - 12:07 (по МСК) Лика Кремер
Холдинг «Газпром-Медиа» потребовал досрочной отставки совета директоров радио «Эхо Москвы», сообщил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов в своем микроблоге. Обсудили эту тему со старшим редактором Slon.ru, сотрудницей радиостанции Антониной Самсоновой. А также поговорили о социально-демографических характеристиках избирателей.

Кремер: Что вы думаете по поводу отставки из совета директоров «Эха Москвы» Алексея Венедиктова? Тоня – журналист этой радиостанции, поэтому мы не можем об этом не поговорить.

Самсонова: Это тревожные новости. Вне зависимости от того, что сейчас делаются заявления, что ничего страшного, все спокойно, я думаю, что многие журналисты радиостанции «Эхо Москвы» держат себя в тонусе и пытаются понять, что же происходит. Я лично не участвую в советах директоров, я сложно себе представляю, у меня нет никакой инсайдерской информации по поводу того, что там происходит, почему это происходит. Тем не менее, в 11-20 было опубликовано официальное заявление, коммюнике радиостанции «Эхо Москвы», Алексея Венедиктова.

«Газпром-медиа, контролирующий акционер радиостанции «Эхо Москвы», - пишет Венедиктов, - (держащий 66% голосующих акций), в полном соответствии с законодательством РФ 30 декабря 2011 года потребовал созыва акционерного собрания с повесткой дня – Досрочное прекращение полномочий действующего Совета Директоров «Эха Москвы» и избрание нового состава Совета Директоров». Полтора месяца назад.

Кремер: И об этом стало известно только сегодня утром.

Самсонова: Об этом стало известно только сегодня утром. Журналисты, акционеры радиостанции «Эхо Москвы», которые держат 34% пакета голосующих акций, выражают свое недоумение.

Кремер: Сколько таких журналистов на «Эхе» работает, у которых есть акции радиостанции?

Самсонова: Мы не знаем их по именам, но они есть. Важно, что это не контрольный пакет - 34%. «Мы выражаем свое недоумение, - пишет Венедиктов, - этим решением. Ведь годовое собрание должно было состояться в июне. Мы выражаем сожаление, что в результате этих событий Совет Директоров вынуждены покинуть два независимых директора – А.Маковский и Е.Ясин, которые 11 лет помогали развиваться «Эху Москвы».

Мы считаем, что их удаление из состава Совета Директоров является несправедливым. В связи с этим мы намерены инициировать изменения устава радиостанции, где собираемся создать Наблюдательный (Общественный) совет во главе с Александром Маковским и Евгением Ясиным, чтобы они смогли продолжить свою работу по развитию «Эха».

Тем не менее, мы согласовали с Газпром-медиа единый совместный список в новый состав Совета Директоров, за который будем голосовать на акционерном собрании 29 марта 2012 года». Соответственно, новое происходит не в июне, а 29 марта.

«В этом совместном списке мы сохранили институт независимых (не связанных с акционерами) директоров. Ими станут Вадим Семенов, генеральный директор Связьинвеста и Евгений Трубин, бывший генеральный директор Лениздата.»

Дальше самое интересное: «Мы понимаем, что Газпром-медиа не мог не отреагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении редакции. Мы заверяем наших слушателей, что редакционная политика «Эха Москвы» была и будет основываться на законах Российской Федерации в интересах общественного блага, как, собственно говоря, радиостанция и работала до сих пор».

Я не могу вам сказать, что происходит в Совете директоров «Эхо Москвы», что происходит в руководстве.

Кремер: Александр Маковский сегодня сказал, что это была инициатива не Газпром-медиа, у которых 66% и соответственно не журналистов, а какой-то маленькой компании-миноритария.

Самсонова: Мне, как сотруднику «Эхо Москвы» важно не это. Я прекрасно понимаю, что вне зависимости от того, какой будет Совет директоров, какими решениями и каким влиянием будет пользоваться, какое влияние будет пытаться оказывать на «Эхо Москвы», вне зависимости от всего этого, я знаю, что мои коллеги могут либо копать, либо не копать. Я себе с трудом представляю, как можно оказывать влияние на Тихона Дзядко, на Нателлу Болтянскую, на Таню Фельгенгауэр, на Иру Воробьеву. Вы попробуйте. Это невозможно.

Журналисты «Эхо Москвы» существуют в двух режимах: они либо работают, и работают в соответствии со своими представлениями о том, что такое работа, либо они не работают. Поэтому я абсолютно знаю, что Венедиктов, когда говорит, что радиостанция «Эхо Москвы» как работала в том режиме, так и будет работать в этом режиме – по-другому быть не может. Нет ни одного человека, который мог бы изменить свою позицию.

Кремер: Вот и Дмитрий Песков тоже заявил, что это не может быть связано с критикой Путина радиостанции.

Самсонова: После того, как Дмитрий Песков это заявил, я уверена, что у Венедиктова открыта на столе лента новостей, он читает, что говорит Песков. «Мы понимаем, что Газпром-медиа не мог не отреагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении радиостанции» - я здесь больше верю Венедиктову. Извините, господин Песков.

Кремер: Тревожно читать, как реагирует Твиттер-лента, все, что вы по этому поводу говорите. Интонации в вашем голосе тревожные. Давайте попробуем, несмотря на это, обсудить ту тему, которую мы собирались обсуждать, а именно удивительный материал на Slon.ru о том, как выглядит избиратель того или иного кандидата.

Самсонова: У нс есть волшебный автор Алексей Бессуднов, он получил PhD в Оксфордском университете по социологии. Периодически он получает данные из Фонда «Общественное мнение» не в том виде, в котором видим их мы – в виде табличек, а в виде массива, и может анализировать их чуть лучше.

Самое интересное – это понять, есть ли у Путина, Зюганова, Миронова, Жириновского и Прохорова какие-то особенности в поддержке.

Кремер: Безусловно, есть.

Самсонова: Должны быть. Обычно один кандидат – за бедных, второй кандидат – за богатых. Бедные соответственно выбирают одного, а богатые – другого. И это как-то очень явно видно, но не в России. Отдельно смешно про партии, потому что с партиями тоже все как-то очень ровненько. Если у КПРФ какие-нибудь 5%, то они везде ровно размазаны. Чуть-чуть побольше пенсионеров, но незначительно больше, чем у «Единой России».

Кремер: А что показывает этот график?

Самсонова: Сначала смотрим женщин и мужчин, смотрим их по возрасту. Если взять 100% всех сторонников разных кандидатов и выкинуть из рассмотрения такие варианты ответов как «не пошел бы на выборы», «затрудняюсь ответить», диаграмма показывает вероятность голосования за кандидата. Жириновского поддерживают, в основном, молодые избиратели, Зюганова, в основном, пожилые. То же самое касалось поддержки ЛДПР и КПРФ.

Прохорова чаще выбирают более молодые избиратели. Но эта зависимость выражена довольно не ярко. Самое интересное, что уровень поддержки Путина среди женщин намного выше, чем среди мужчин. Видимо, вся эта агитационная кампания с Путиным в красивых свитерах или с голым торсом…

Кремер: Направлена на женщин, на интерес к нему женщин.

Самсонова: И он абсолютно попадает. Давайте смотреть образование. Оно не сильно заметно связано с уровнем поддержки кандидатов, что отдельно весело. Мы видим, что высшее образование повышает вероятность голосования за Прохорова и Миронова, понижает за Путина. Но опять-таки незначительно. Этот условный креативный класс, который выходит на улицы и выражает свое фе Путину, растворяется в массе.

Кремер: Вообще эти графики очень отрезвляют. Потому что у нас есть ощущение, что у нас какая-то ложная картина. Мы смотрим вокруг себя…

Самсонова: Что не может быть умный, с высшим образованием, на руководящей должности за Путина. Я сразу скажу: во всех социальных группах побеждает Путин, какую ни возьми.

Кремер: Просто мы живем – мы, зрители «Дождя», судя по комментариям в Твиттере – живем в некотором пузыре.

Самсонова: На острове. Давайте по роду занятий классифицировать. Есть руководители, специалисты, служащие, рабочие, пенсионеры, безработные и студенты. Путин наименее популярен среди студентов. Хоть это каким-то образом отражает наше представление о том, что динамика началась. Однако стоит отметить, что во всех социально-демографических профессиональных группах Путин остается абсолютнейшим лидером.

Среди студентов относительно выше популярность Прохорова, чем среди всех остальных. Если вы видели последние данные ФОМа, у них есть такая группа «поколение 21», там Прохоров выходит на второе место после Путина, что потрясающе.

Еще в большей степени видно, что Жириновского студенты поддерживают в отличие от всех остальных. Прохоров ожидаемо пользуется большей популярностью среди руководителей, бизнесменов, специалистов.

Кремер: И людей с большим доходом.

Самсонова: Но все равно среди них Путин главный. Самый высокий уровень популярности Путина в группах пенсионеров и служащих. Хоть так. В зависимости от дохода. Есть месячный доход, вас это удивит, но по России разбивка месячного дохода примерно такая: самое большое - это выше 35 тысяч рублей, дальше 10-12 тысяч и 5-6 тысяч рублей и ниже. Чтобы проанализировать связь доходов и политических предпочтений, мы контролируем возраст, пол, образование и место жительства.

Если все эти факторы принять во внимание, то связь дохода и вероятности голосовать за того или иного кандидата практически отсутствует. Это самое интересное, потому что, безусловно, одна из болевых точек, одна из точек, на которую бьет Путин – это социальная политика, социальные гарантии. За это же выступает КПРФ, Зюганов с Мироновым. Они тоже пытаются бить в низкодоходные группы населения. Соответственно, Прохоров пытается уходить в совершенно другую группу населения – с высокими доходами. Электорат вообще нечувствителен к этому.

Кремер: Если посмотреть все эти графики быстро, то они все одинаковые.

Самсонова: Это самое интересное.

Кремер: Дальше там, по-моему, интернет.

Самсонова: Зависимость от доступа к интернету. Посмотрим на связь поддержки кандидата в президенты и двумя характеристиками – пользование интернетом и практика путешествий за границу. Эта часть анализа основана только на данных опроса 26 января с выборкой около 1,5 тысяч человек. Выводы менее надежны, но мы статистически контролируем пол, возраст, доход, образование, место жительства, род занятий - с одинаковыми характеристиками, но различающимися в отношении пользования интернетом и опыта путешествий за границу.

Как видим, пользование интернетом повышает вероятность голосования за Прохорова, понижает за Путина. Опыт заграничных путешествий отрицательно влияет на вероятность поддержки Путина и Жириновского и положительно связана с вероятностью поддержки Зюганова.

Кремер: Ничего себе. 

Также по теме
    Другие выпуски