Путин - лидер либералов, и другие удивительные итоги общероссийского опроса

01/09/2011 - 12:47 (по МСК) Мария Макеева
Политические координаты: либералы выбирают Путина, молодежь хочет жить в другой стране, богатые хотят социализм - удивительные результаты общероссийского опроса представил генеральный директор "Слон.ру" Максим Кашулинский.

В начале июля мы предложили нашим читателям пройти тест на политические взгляды. Но посетители Slon.ru не типичная российская аудитория, так что параллельно мы заказали исследовательской компании Tiburon Research общероссийский опрос пользователей интернета по материалам теста "Политические координаты". Респондентам также предложено было выбрать одного из возможных кандидатов в президенты России. Ниже – самые удивительные результаты опроса.

Опрос представляет пользователей интернет в возрасте 14–55 лет, проживающих в городах РФ с населением 100 000 человек и более.

1. Большинство жителей России – государственники. Большая часть пользователей интернета в России оказались государственниками: 39% – это люди, которые выступают за ограничения в сфере экономических и гражданских свобод. Только каждый десятый пользователь интернета придерживается либеральных взглядов и выступает за существенное увеличение свободы в сфере экономики и гражданских отношений. В целом, почти три четверти (73%) пользователей интернета предъявляют спрос на серьезное регулирование государством экономической сферы. Больше половины (55%) пользователей интернета хотели бы, чтобы государство серьезно регулировало сферу гражданских отношений.

2. Лидер либералов – Путин. Если предложить пользователям интернета самый широкий список кандидатов в президенты (а также предоставить

возможность не участвовать в выборах или проголосовать за любого не включенного в список кандидата), то президентом России все равно оказался бы Владимир Путин – за него проголосовало 32% опрошенных. Дмитрий Медведев с результатом 12,8% делит второе место с Владимиром Жириновским, набравшим 14%.

Либералы реже других политических групп голосуют за Путина (23% против общего рейтинга в 32%), а также чаще других заявляют, что не стали бы принимать участия в выборах (16% против 11%), но Путин и среди либералов остается самым вероятным кандидатом на президентский пост. Путин устраивает либералов в качестве президента в куда меньшей степени, чем приверженцев других политических взглядов, но другого лидера у либералов нет.

В целом, политические взгляды оказались в незначительной степени связаны с выбором президента. Ядро электората (40–50%) таких разных политиков, как Путин, Медведев, Жириновский, Зюганов, Прохоров, Лимонов и Рогозин, составляют люди с одинаковыми политическими взглядами – государственники. Лишь у одного из политиков в предложенном списке структура политических взглядов избирателей отличается от структуры политических предпочтений всех остальных кандидатов: у Бориса Немцова в сторонниках больше всего социалистов – 38%.

3. Навальный, Миронов, Немцов, Рогозин и Лимонов вместе взятые не набрали бы на выборах и 10% голосов. Речь идет о предпочтениях только пользователей интернета, но сомнительно, что результаты всероссийского опроса были бы более оптимистичны для этих политиков. Суммарный рейтинг пятерых политиков – 9,3%. Рейтинг каждого из них на уровне статистической погрешности нашего исследования (2%), что не дает возможности ранжировать этих пятерых политиков по популярности. Пятерка основных лидеров выглядит так: Путин – 32%, Жириновский – 14%, Медведев – 12,8%, Зюганов – 5,4%, Прохоров – 4,5%. (Опрос проводился до начала активной рекламы партии "Правое дело" и ее лидера.) 

Макеева: «Политические координаты: 7 удивительных результатов российского опроса», так озаглавлен материал на «Слоне». Действительно результаты просто потрясающие. Не только то, что каждый для себя узнал, является ли он либералом, или государственником, или социалистом, или еще кем. А кстати, какие еще варианты? Я так понимаю, что это самые популярные были варианты.

Кашулинский: Еще можно быть консерваторов или центристом, но их очень мало.

Макеева: Все, это все варианты, которые предлагали, такой набор?

Кашулинский: Да, все пять вариантов. Может быть, стоит просто рассказать, как человек попадает в ту или иную категорию. Фактически те 20 вопросов, которые мы предлагаем, они позволяют человека сориентировать по двум координатам, по координатам гражданских свобод – это все что касается свободы личности. Имеет ли человек право уехать жить, выбирать страну, имеет ли человек на аборт, как соотносятся права разных полов и так далее. И вторая шкала, это экономические свободы. Там тоже задаются косвенные или прямые вопросы, в данном случае, про экономику, про право на частую собственность…

Макеева: А голосование закрыто, опрос завершен?

Кашулинский: Нет. Он продолжается. И в соответствии с ответом на те или иные вопросы, человек попадает в одну из 5 категорий. Если человек за сильное ограничение гражданских и экономических свобод, он попадает в категорию государственников. Противоположность этой категории - это либералы, они выступают за высокий уровень экономических свобод и за высокий уровень гражданских или политических свобод. Я, например, отнесся к этой категории, как ни странно.

Макеева: Но ты не был в большинстве при этом.

Кашулинский: Я не был в большинстве.

Макеева: Это один из интересных результатов опроса, чтобы большинство россиян кто?

Кашулинский: Большинство россиян оказались государственниками. Таковых почти 40%.

Макеева: Почти?

Кашулинский: 39.

Макеева: 39%, это много.

Кашулинский: Еще нужно сказать, что здесь проводилось два опроса. Один опрос проводится на сайте, и его уже прошло прядка 70 тысяч человек. И мы теперь представляем, каких политических взглядов придерживается наша аудитория. Среди нашей аудитории, кстати, больше всего либералов - 36,6%. Как мы говорим: у нас нормальная аудитория.

Макеева: Я не удивлена.

Кашулинский: Как нормальная температура.

Макеева: Ну и социалисты попадаются.

Кашулинский: Социалисты попадаются. Но параллельно мы заказали компании Tiburon, которая специализируется на опросах интернет-аудитории, действительно все российские опросы. То есть, это была выборка из 3 тысяч человек, которые по структуре совпадают с аудиторией Интернета, таким образом, результаты, которые получены на этой выборке, можно перенести на всю аудиторию интернета. И собственно, сегодня мы опубликовали результаты исследования, можно сказать всей интернет-аудитории России.

Макеева: То есть, получается так, что не большинство россиян, а большинство российских граждан, которые пользуются интернетом, являются государственниками?

Кашулинский: Отсюда можно сделать вывод, что, возможно, среди всех россиян либералов еще меньше, не 9% как показал опрос.

Макеева: Это предположение. Давайте проанализирует общероссийское исследование не только среди тех, кто пользуется интернетом.

Кашулинский: Мы пока говорим про то население, которое пользуется интернетом.

Макеева: Второй итог, что лидер либералов – это Владимир Путин. Как-то так получилось.

Кашулинский: Это второй поразительный результат, хотя многие в нашей редакции так и предполагали. Получилось, думаю, это следующим образом...

Макеева: У меня для вас нет других писателей, в этом смысле? Поэтому так получилось?

Кашулинский: Практически получилось следующим образом. Во-первых, нужно сказать, что все-таки Владимир Путин менее популярен среди либералов, чем среди всех остальных категорий граждан и в целом, рейтинг Путина, по-моему, составляет 32%, а у либералов 23. Но да, среди либералов Путин на первом месте. Возможно, это наше предположение, происходит это потому что нет очевидного либерального лидера, поэтому они голосуют за то, что есть.

Макеева: То есть, Владимир Путин премьер-министр ли он, президент ли он, он по-прежнему является компромиссной фигурой, который таким образом примиряет общество, интернет-аудиторию?

Кашулинский: Он по-прежнему является самым известным политиком, которого по-разному оценивают, и кто-то склонен видеть в нем, может быть, единственный вариант.

Макеева: Третий пункт не менее удивителен, поскольку Миронов, Немцов, Рогозин, Лимонов и Навальный вместе взятые не набрали бы на выборах и 10% голосов. В последние месяцы очень популярны идеи, что если бы Навальный пошел на выборы и выборы были прям выборы-выборы, то тогда бы он точно победил. То есть, получается, что это не то, что не так, а далеко не так.

Кашулинский: По крайней мере, в этом исследовании мы пришли к такому выводу, что большинство остальных политиков, если не брать Путина, Медведева и тоже широко известного Жириновского, который, кстати, в этом опросе оказался на одном уровне с Медведевым по популярности, то все остальные политики они, их узнаваемость, их результаты и количество голосов, которые бы они получили, они действительно очень маленькие, мизерные.

Макеева: Даже у итернет-аудитории Навальный не популярен совершенно?

Кашулинский: Даже у интернет-аудитории.

Макеева: Как-то вы пытались этот парадокс объяснить, откуда тогда... Это он так себе умело делает пиар, или кто-то ему делает так умело пиар? Откуда вообще возникло такое впечатление, что Навальный очень популярный человек, если он вместе с Мироновым, Немцовым, Рогозиным и Лимоновым 10% не набирает.

Кашулинский: Он действительно очень популярен и очень популярный человек, но просто нужно различать, мне кажется, популярность в интернете и… То есть, если брать допустим, рейтинг пользователей Twitter, или рейтинг пользователей ЖЖ, мы видим, что Алексей Навальный там возможно на одних из первых мест, но это еще не весь интернет, это еще не вся аудитория. Я для себя могу сделать такой вывод, что для того чтобы стать известным на всю страну, есть только один способ – нужно мелькать как можно чаще на телевидении. То есть просто быть в интернете недостаточно для того, чтобы завоевать даже аудиторию интернета.

Макеева: Напрасно публикуют там результаты исследования, что традиционное телевидение, мол, сживает себя как способ влияния на массовое сознание, потому что смотрят только пенсионеры.

Кашулинский: Оно изживает себя, но очень медленно, мне кажется.

Макеева: Очень медленно, это я согласна. Пункт 4. Каждый второй пользователь интернета, в возрасте от 18 до 24 лет, видимо включая государственников, хотел бы, чтобы его дети жили в другой стране. А почему такой диапазон 18-24, почему не старше? Или старшие не хотели бы?

Кашулинский: Вот передо мной лежат ответы на все те 20 вопросов, которые включены в анкету. Это, на самом деле, интересная часть исследования, по-моему, смотреть, как отвечали люди на те или иные вопросы.

Макеева: Что конкретно отвечали.

Кашулинский: И на вопрос, «я бы хотел, чтобы мои дети жили в другой стране», с этим утверждением согласилось, да, 49, почти половина опрошенных, всех.

Макеева: Вообще всех, не только от 18 до 24 года, это неверно?

Кашулинский: И то есть, фактически, если брать варианты ответов «я с этим согласен», «я с этим скорее согласен», «я с этим скорее не согласен», «я с этим не согласен категорически», то вот эти 100% они распадаются практически на ровные четверти. И это очень много говорит, на мой взгляд, об аудитории.

Макеева: Теперь это исследование надо отдельно исследовать и можно диссертацию, по-моему, просто на его основе написать. Это, действительно, очень любопытно.
Также по теме
    Другие выпуски