Кудрин не хочет быть министром финансов в стране, которая идет к дефолту

26/09/2011 - 12:17 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев
Алексей Кудрин заявил, что не намерен продолжать работу в составе правительства, если его возглавит Дмитрий Медведев. Елена Тофанюк, заместитель главного редактора Слон.ру, рассказала о причинах демарша министра финансов.

Давлетгильдеев: Можно ли назвать политической выходкой Кудрина его вчерашнее решение не идти в правительство, если правительство будет возглавлять Дмитрий Медведев?

Тофанюк: Это, конечно, все сразу расценили именно как демарш, многие расценили как бунт против системы. Еще кто-то начал надеяться на Кудрина как на лидера оппозиции после его демарша. Но это, безусловно, событие на том политическом фоне, который у нас в последние годы складывается, на котором, мы сами знаем, ничего особенно не происходит. За исключением, конечно, прошедшего уик-энда, который оказался большим политическим уик-эндом.

Давлетгильдеев: И последнего уик-энда, и наверное, последних двух недель, если мы вспомним ситуацию с "Правым делом" и Прохоровым, его политическим изгнанием.

Тофанюк: Это, конечно, было очень необычное заявление, очень неожиданное событие.

Давлетгильдеев: Сегодня и «Ведомости», и «Коммерсант» спекулируют много на эту тему, десятки разных версий, почему Кудрин уходит. Говорили, например, о том, что хотел возглавить правый политический проект – не дали, мечтал быть премьер-министром, были такие амбиции – понятно, что не получится возглавить правительство при всем желании, потому что понятно, кто его возглавит. Какие-то еще версии, может быть, такого его решения воскресного ходят в кругах экономических обозревателей?

Тофанюк: Мне кажется, эту историю нужно рассматривать с двух точек зрения. Насчет правой партии, мое личное мнение, я сильно сомневаюсь, мне не кажется просто, что Кудрин – политик. Кудрин – очень сильный экономист, очень сильный управленец. У этого демарша может быть две причины. Во-первых, хочется верить в то, что Кудрин действительно хотел возглавить правительство, и правительство у него пока не получается возглавить. Он не хочет, естественно, работать в правительстве Медведева, он бы хотел работать в правительстве Кудрина. Вторая причина – никто не хочет быть министром финансов страны, которая объявит дефолт. Он как экономист не может не видеть тех тенденций, которые развиваются в бюджетной сфере, в макроэкономической сфере, когда мы уже хотим занимать, мы хотим больше тратить, мы рассчитываем бюджет, исходя из каких-то запредельных цен на нефть. Естественно, ему это все не очень интересно. Он понимает, что придет Медведев, возглавит правительство, и там, по всей видимости, продолжится разбрасывание денег с вертолета, ему будет сложно. Возглавив правительство, он бы, вероятно, мог поправить то, что происходит, пойти на разные непопулярные меры. Он предлагает всегда крайние меры. Мне кажется, что народ его не любит, потому что он все время предлагает повысить то пенсионный возраст, то налоги, то еще что-то такое непопулярное.

Давлетгильдеев: Кудрин вообще считается одним из самых непопулярных министров. Причем это звание он держит с 2000 года – как стал министром финансов, так он и является одним из самых непопулярных министров в целом.

Тофанюк: Дисциплина в принципе не может быть популярной. Макроэкономическая – в том числе.

Давлетгильдеев: Если вспомнить его совсем недавнее заявление, когда многие расценили это как некую критику политики правительства Путина, когда он сказал, что экономическая политика ведется неверно, нам необходимо будет повышать налоги. Путин достаточно жестко ответил, что никакого повышения налогов не будет. Кудрин слишком отчетливо понимает, что в рамках той экономической политики, которую проводят сегодня, понятно, почему нельзя проводить другую- потому что у нас электоральный цикл, у нас выборы на носу, и любые непопулярные меры приведут к падению имиджа партии "Единая Россия", с которой Путин с Медведевым ассоциируются. У него не получилось донести идею, и поэтому он поднял руки?

Тофанюк: Я думаю, сейчас в принципе невозможно донести идею. Но есть версия, ее Алексашенко озвучил в своем блоге, что Кудрин таким образом присягнул на верность Путину – быстро открестился от Медведева. Люди из аппарата правительства так и говорят, что неправда, что это демарш, неправда, что он что-то хотел - Кудрин был и остается в команде Путина. Вероятно, он открестился от Медведева. Сложно тут сказать.

Давлетгильдеев: Какие-то новые должности уже предрекают эксперты этой отрасли? Я слышал, например, что, может быть, Герман Греф возглавит министерство финансов, а Кудрин что теперь – на место Грефа в Сбербанк?

Тофанюк: А Кудрин – премьер-министром.

Давлетгильдеев: Какие-то еще возможные кандидаты на пост?

Тофанюк: Предрекают разное. Предрекают ему и главу Центрального банка, и главу ВЭБа. Но мне кажется, что масштаб личности Кудрина немножко не соответствует ВЭБу и ЦБ. Мне кажется, что Кудрин будет добиваться, может быть, возвращения - это чистая спекуляция - возвращения должности вице-президента. Почему нет?

Давлетгильдеев: На пост министра финансов есть какие-то наиболее вероятные кандидаты?

Тофанюк: Конечно, такого же человека на этот пост нет. Кто там может возглавить министерство финансов? Если исходить из тех посылов, что у нас некоторое время назад был сделан целый ряд программных заявлений - вы помните, был саммит Рейтер, там Кудрин выступил с программной речью - после этого начались разговоры, что он хочет быть премьер-министром. Там же Вьюгин выступил с такой же программной речью. Почему нет?

Давлетгильдеев: Для Вьюгина это была речь человека, видимо, который не против был возглавить министерство финансов. Учитывая его лояльность Путину, он, возможно, был бы неплохим кандидатом.

Тофанюк: И учитывая то, что происходит с МДМ-банком, в общем…

Давлетгильдеев: В общем, работать ему, по большому счету, негде. Ну что, поживем-увидим. Пожелаем господину Кудрину исключительно политических взлетов, потому что лично для меня это действительно один из самых адекватных финансистов, хоть и прозвище у него – «бухгалтер».

Тофанюк: Кстати, читатели, которые голосуют на нашем сайте, голосуют именно за то, чтобы он продолжал добиваться поста премьер-министра. 40% проголосовавших именно за это. 

Также по теме
    Другие выпуски