Деньги для стартапа найдут те, кто хочет изменить мир

20/06/2012 - 12:07 (по МСК)
Редактор делового портала Slon.ru Злата Николаева поделилась знаниями, необходимыми каждому стартаперу: что является основой каждого нового бизнеса, какого типа инвесторы нужны для финансирования проекта и как их на это уговорить.

Лиманова: Вместе со мной Злата Николаева, редактор Slon.ru. Мы пьем чай в рубрике «Чай со слоном» и обсуждаем такую спорную статью, которая называется «Почему поиск инвестора – главная задача стартапа?».

Николаева: Да.

Лиманова: Мы с вами оптимисты и уверена, что сейчас по ту сторону экранов телевизоров сидят сплошные стартаперы, которым очень интересно все-таки, как искать деньги для своих интернет-проектов, и как, собственно, становиться успешными.

Николаева: И вообще понять, что самое главное. Наш автор Павел Куликов, главный редактор проекта «Один ответ» считает, что самое главное - это поиск инвесторов. Я с ним не соглашусь. И мы, пока рубрика не началась, обсудили, что все с этим, в общем, не согласны. Мне кажется, что для стартапа все-таки самое главное – это идея. Немаловажны и люди. То есть люди, которые делают этот стартап, насколько они горят идеей, насколько они профессиональны и могут что-то делать. И самое, самое, наверное, главное - это желание все-таки изменить своим стартапом мир чтобы ты не делал. Делаешь ты маленький проект, не знаю, по поиску жилья в маленьком городе, или делаешь ты новый Facebook, все равно, мне кажется, что самое главное - это какое-то желание изменить мир и горящие глаза.

Лиманова: Определились: главное - идея, естественно. Идея, команда и амбициозное желание изменить мир.

Николаева: Да. Желание менять мир амбициозно.

Лиманова: Хорошо. Предположим, что все это у нас есть, у наших зрителей.

Николаева: Ну, деньги тоже нужны.

Лиманова: Теперь задача найти деньги подо все это.

Николаева: Но деньги тоже нужны, потому что художник не должен быть голодным, а стартапер, в общем, тоже.

Лиманова: Это вообще-то спорное утверждение, потому что, есть творческие люди, которые считают, что все-таки художник должен быть голодным.

Николаева: Хорошо, стартапер не должен быть голодным.

Лиманова: Вот так давайте.

Николаева: Чтобы голова работала, стартапер все-таки должен что-то есть и все его коллеги тоже. Проблему, которую поднимает автор статьи, это уже то, с чем спорить, наверное, сложнее - это то, что инвесторов и денег сейчас в интернет-индустрии (причем неважно, российской или глобальной, потому что, в общем, интернет такая размытая история, можно найти себе иностранных инвесторов) много, инвесторов много, но очень сложно найти того самого человека, ту самую компанию, которая тебе подойдет больше всего. Потому что инвесторы - это не только деньги, это не только человек, который приходит и говорит: вот тебе миллион долларов, делай свой проект, трать их на что хочешь. Важно то, на каких условиях человек хочет вкладываться, или компания, допустим, фонд, инвестор.

Лиманова: Давайте, сейчас почитаем, что нам пишут в Twitter’e зрители. Мы задали вопрос зрителям, у кого здесь был опыт запуска стартапа: «Расскажите, как лучше убеждать инвестора, на какие уловки не попасться и какие условия предлагать?» И вот какие нам присылают ответы. «Инвестора легче всего убеждать сроком окупаемости проекта», также «необходимо подстелить соломку под возможный в будущем отход бизнеса инвестору в случае его бизнеса успешности». Вот один из наших зрителей пишет: «У меня был опыт не одного стартапа. Убеждать лучше долей акций 60-40% пока не вернешь деньги. Подписывается аукцион заранее». И еще один вариант: «Сырой или высокорискованный (а скорее и то и другое), - это по поводу, собственно, наверное, проекта, про который пишется в статье, - в этом случае инвестор пойдет только на кабальные для вас условия».

Николаева: Кабальные условия - да, это проблема.

Лиманова: Ну, вот это вот риск многих стартаперов, которые начинают свое дело.

Николаева: Они хотят денег на то, чтобы развивать свой проект, подписываются под условиями, в которых они, в общем, перестают быть владельцами своего проекта. И это опасно даже не потому, что ты можешь остаться без денег. Безусловно, какие-то деньги, когда ты выйдешь на самоокупаемость, если выйдешь, они будут. Тут проблема скорее психологическая. Люди гораздо лучше работают, если они работают на себя, если это твой бизнес, если это твое. Если это уже не твое, то мотивация падает.

Лиманова: Да.

Николаева: То есть психологически сложно. Еще один важный момент - это чтобы инвестор понимал, разбирался в том рынке, на котором ты работаешь, как и в целом в интернет-индустрии. То есть, если ты приходишь, не знаю, к какому-нибудь промышленнику, который в Интернете не понимает ничего, довольно сложно ему объяснить, что вообще такое Интернет и почему это начнет приносить деньги, потому что Интернет он видел, не знаю, там главная страница «Яндекса», которая у нас тут открыта.

Лиманова: Ну да. А каких инвесторов сейчас больше в Интернете, знающих или денежных мешков, которые не разбираются, собственно, в вопросах?

Николаева: Все-таки знающих, но желающих стразу купить людей, купить все и работать на меня, то есть на невыгодных для стартаперов условиях, выкупить их проект, вот чтобы они как-то были «под каблуком». По моим оценкам, то, с чем я сталкиваюсь, то, что мы обсуждаем с теми же самыми какими-то предпринимателями, вот примерно так.

Лиманова: Вот один из отзывов на вашу статью, ну, не вашу статью, в Slon.ru, почему так важно искать инвестора. Утверждается вообще, что это главная задача, хотя мы с вами выяснили, что все-таки не главная, но одна из самых важных: «Потому что «развод на деньги» никогда не был легким. Это еще О.Генри описал в своих незабвенных новеллах, создав незабываемые образы двух закадычных стартаперов - Энди Таккера и Джеффа Питерса. Как, например вам стартпап по производству цветного песка, который если добавить в керосин позволит тому в керосинке никогда не взрываться. И неважно, что керосин не взрывается, главное что инвесторы нашлись, потому что с песком им спокойнее». Я, честно говоря, не берусь утверждать, что действительно керосин не взрывается, по-моему, при каких-то условиях он все-таки взрывается.

Николаева: Взрывается, да.

Лиманова: Но все равно, хорошая идея. Видите, развели инвесторов на деньги.

Николаева: Я думаю, если по ту сторону экрана сидят стартаперы, они вполне могут взять на вооружение этот пример классический, может быть, что-то придумать в эту сторону. Хотя, я все-таки может быть немного идеалист и я склонна думать, что большинство людей, которые хотят запустить свой проект, они все-таки запускают их не для того, чтобы найти инвесторов, чтобы получить деньги и дальше ничего не делать, пить кофе и сидеть за своими ноутбуками, которые они купят на эти деньги…

Лиманова: То есть с такой мотивацией, наверное, успеха не добьешься.

Николаева: Точно также как, наверное, и инвесторы все-таки предлагая, может быть, даже невыгодные условия, они все-таки хотят чего-то хорошего, хотят, чтобы эти проекты в будущем приносили деньги. Поэтому я вот тут словом «развод» так вот прям не клеймила бы всех, не употребляла бы его. Другое дело, главное, чтобы человек, который хочет сделать что-то хорошее и которому нужно найти деньги, чтобы он нашел правильного человека, правильную компанию, правильного инвестора.

Лиманова: А каких стартаперов больше? Вот с горящими глазами, которые хотят изменить к лучшему мир, или тех, которые стремятся найти инвестора, получить деньги и…

Николаева: Опять же, вот только моя оценка, и если что, дорогие стартаперы, можете клеймить только меня.

Лиманова: Они вам напишут, если что.

Николаева: Да. Моя оценка такова, что, конечно же, практически все хотят изменить мир, но просто не всегда понимают, что не всегда правильно расставляют приоритеты. Собственно, мне кажется, что данный случай, это такой неплохой пример.

Лиманова: В общем, меняйте мир, читайте для этого Slon.ru
Также по теме
    Другие выпуски