«Он еще покажет кузькину мать»: куда пропал Аман Тулеев и что ждет его после отставки

Репортаж Евгении Котляр
21/07/2017 - 23:15 (по МСК)

Исчезновение старейшего Губернатора России – Амана Тулеева, кажется, не очень сильно волнует высшее руководство страны. Такой длительный отход от дел вряд ли сошел бы с рук кому-то другому. Тулеев рулит Кузбассом фактически больше 20 лет – юбилей случился еще 1 июля, кстати, в этот день его доставили спецбортом МЧС из Кемерово в Москву после операции, которую сначала зачем-то скрывали. Хотя, конечно, кузбасское телевидение и администрация Кемерово делают все, чтобы показать людям – у нас все в порядке, все под контролем.  Пресс-служба и заместители Тулеева игнорируют просьбы журналистов «показать» губернатора. Фактически, он не появлялся на публике с апреля. Евгения Котляр встретилась с сторонниками и противниками Амана Тулеева, чтобы узнать больше о личности Тулеева и о том, как живет регион без губернатора.
 

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев не появлялся на публике с апреля. Десятитидневный отпуск Тулеева с конца мая затянулся. 21 июля — ровно 61 день с момента его исчезновения. Информационный вакуум прерывался противоречивыми сообщениями местных властей и местных журналистов. 

Мы восстановили хронологию событий:
18 мая в сети появилась информация, что Тулеев улетел на операцию в Германию. 22 мая Администрация Кемерово заявила, что Тулеев ушел в отпуск на 10 дней. После отпуска Тулеев не появился на работе, слухи о его болезни стали множиться. Но пресс-служба все опровергала. 19 июня — Тулеев вновь продлевает отпуск. 22 июня в Кемерово созывают большую пресс-конференцию. На ней зам Тулеева, Валерий Цой, делает заявление: «никаких других операций не было, в том числе на сердце, на конечностях». И главное — «Губернатор не намерен идти в отставку». 1 июля Тулеева доставили в Москву на самолете МЧС. Министр здравоохранения Вероника Скворцова лично контролирует «реабилитационный процесс в Москве».

Пресс-служба администрации Кемерово отказала Дождю в интервью с Тулеевым по причине «прохождения послеоперационной реабилитации». Когда она закончится — в пресс-службе уточнить не смогли. В это время на местном телевидении ведущий демонстрирует кузбассовцам рентген-снимки Тулеева и стыдит коллег за чрезмерный интерес к его состоянию: «Нежелание губернатора излишне афишировать, что там он у себя где лечит — абсолютно понятное, это личное».

«Губернатор уже сегодня рвется на работу, мы его целенаправленно сдерживаем, потому что понимаем, что очень важно восстановиться полностью», — рассказывал в интервью тому же местному телеканалу главврач кемеровской больницы.

Соратник Тулеева, депутат Госдумы от Кемеровской области, единоросс Антон Горелкин рассказывает, что говорил с Тулеевым по телефону на прошлой неделе и поводов для волнения нет: «Он в здравом уме и твердой памяти, как многим бы не хотелось. Каждый день разговаривает со своими замами по телефону регулярно, каждый день. <...> Аман Гумирович чувствует себя гораздо лучше. И я уверен, что он выкарабкается, покажет всем кузькину мать».

О том, как создаются новости о губернаторе, хорошо знает Максим Учватов, член ОНФ, общественник и блогер. В Кемерове он кто-то типа местного Навального. Ведет сайт «Открытый город», пишет жалобы и обращения по просьбам населения. В Москву Максим приехал на выходные, по делам ОНФ.

«Если говорить о СМИ, они по большей части все подконтрольны администрации области. Если кто-то выпускает какую-то громкую новость, которая критикует власть, то они ее быстро убирают. Я знаю одно средство массовой информации, которое начало вести себя более правдиво, более объективно, скажем так. У них начались проблемы по бизнесу, у них начались какие-то проверки», — рассказывает Учватов.

По его словам, в Кузбассе с инакомыслием строго, как в Чечне. Если в сети появляются негативные комментаторы – их, конечно, не ставят на беговую дорожку, но находят иные способы воздействия:

«Могут найти комментатора, узнать его работодателя, если он идентифицирован, позвонить на работу и сказать «что-то у вас там комментатор какой-то появился, вы там его угомоните». 

Вообще образ Амана Тулеева на голубых экранах кузбассовцев, это что-то среднее между защитником слабых и мудрым учителем.

Про необычные пристрастия губернатора жители региона знают хорошо: поиски йети, гуманитарная помощь отшельнице Агафье Лыковой, бесконечные дары в виде кур-несушек или скандинавских палочек для ходьбы. Тулеев вообще любит одаривать. Автобусы, стипендии, скамейки – все обязательно именное. Результаты на последних выборах губернатора в Кемерово сравнимы с результатами в Чечне или на Северном Кавказе: за Тулеева — 96% избирателей. Для Сибири это уникальная ситуация. Высокий процент голосов объясняется не столько его экстравагантностью и народной любовью, сколько большими социальными выплатами.

«Льготы малоимущим, пенсионерам, нуждающимся широко раздавались, раздаются. Вот эти льготы съедают весомую часть бюджета области», — объясняет политолог Андрей Полухин.

Даже сейчас, в период информационного вакуума люди на улицах кузбасских городов отзываются о Тулееве так: 
«Я очень довольна Тулеевым. Он много для нас сделал»
«Сейчас он болеет и я ему, конечно, здоровья желаю, но, все-таки, он уже старый, по-моему, человек, чтобы оставаться на этом посту»
«Много он сделал для развития области, для наших предприятий и для нашей инфраструктуры»
«Человек он может быть хороший, но для Кузбасса он мало что делает»
«Ну, в принципе-то мне все нравится в нем»
«Нет, не нравится». — А чем именно не нравится? — «Тем, что весь Кузбасс продал Москве»

«Он пытается что-то делать для такого тяжелого края, как кемеровская область»
«Да, очень нравится. Хороший губернатор!»

Феномен «кузбасского социализма» и статуса незаменимого губернатора создавался, в том числе и ценой поломанных судеб чиновников и бизнесменов:

«Я столько получил оттуда зла… достаточно сказать, что травля шла в течение десяти лет, как меня отправили в отставку в 1999 году. И вдогонку десяток уголовных дел», — рассказывает бывший губернатор региона Михаил Кислюк.

«Меня обвинили в подготовке к покушению на кемеровского губернатора. Вот здесь в книге есть телеграмма от Амана Гумировича…», — делится олимпийский чемпион по биатлону – Александр Тихонов.

«Я 23 года под подпиской о невыезде сидел писал бумаги и работал на адвокатов. Обидно, что так произошло», — заявляет бизнесмен Петр Финк.

Дождь встретился с бывшим губернатором Кемеровской области – Михаилом Кислюком — в Москве. После отстранения от должности он не был в Кузбассе больше 20 лет. Взлет Тулеева по карьерной лестнице начинался с подачи Кислюка:

«Когда он пришел, он очень волновался, ну, я напрямую у него спросил, мы же шахтеры, люди прямые: "Гумыч, ты че, ты серьезно или тебя с дороги выталкивают?".  Он говорит: "Нет, я хочу стать председателем областного совета"», — рассказывает экс-губернатор.

Дальше – больше. В 1994 Тулеев не без помощи Кислюка становится председателем Заксобрания в Кемерово. Почти 8 лет они работали бок о бок, но не без конфликтов.

«Я ему звоню, мы на "ты", по имени: "Аман, я сейчас к тебе зайду, ты не возражаешь?" – "Да-да, заходи". Я захожу, он уже знает, по какому вопросу: "Миша, да ладно, чего ты, давай коньячку выпьем, да поверь, ничего личного, это ж политика, ты не подумай как-то". И вот когда начинаешь с ним жестко разговаривать, он глаза опускает, уже не смотрит и не поднимает», — добавляет Кислюк.

По его словам, Тулеев-политик и Тулеев-человек – 2 разных субстанции. На отдыхе он был душой компании, прекрасно пел. В работе тонко чувствовал конъюнктуру, быстро переобувался и всегда выходил сухим из воды. А особенно Тулеева волновал его рейтинг. Если он падал, губернатор с соратниками устраивали информационные вбросы с инсценировками:  

«Я был свидетелем как ежегодно организовывались террористические акты и Аман Гумирович в них побеждал. <...> "Надо, чтоб Аман Гумирович победил" — "Кого победил?" — "Ну, девочку спас". А потом я возвращаюсь домой и смотрю по телевизору: "Депутат верховного совета коммунист Тулеев, спас девочку, совершил героический подвиг, разоружил террористов"», — рассказывает Кислюк.

В одном из покушений на жизнь губернатора Тулеева, как признал суд, виноват олимпийский чемпион по биатлону – Александр Тихонов.

«Вот здесь, в этом здании меня арестовывали, налетели человек 15-17-18, подняли такой шум, вот страшнейший, тут здание опустело мигом», — рассказывает олимпийский чемпион.

Летом  2000-го криминальные кузбасские разборки докатились до Москвы. Тихонова задержали прямо в здании Олимпийского комитета на Воробьевых горах.

«Вот я выхожу, залетают сюда, хеть, молчать, руки на стол, значит обшмонали всё, что можно, по карманам растолкали, вот наши следственные органы значит, и потом вот у этого окна стоит значит капитан в маске мокрый весь, жарко было, он вот так стоит, окно открытое, и он мне так кивнул головой, я встал, подошел, закурил с ним, так плечом поджал и на ухо мне говорит: Александр Иванович, поверьте моему опыту, мы к вам с большим уважением, вот если вот такая шумиха, значит, у них на вас ничего нет», — делится Тихонов.

По словам олимпийского чемпиона, силовики требовали от него подписать чистый лист и больше ничего.

«Вот она, телеграмма, в которой ко мне Аман Гумирович не имеет никаких претензий», — заключает он.

В 2007 году Александр Тихонов был признан виновным в подготовке покушения на Тулеева. Приговорен к 3 годам тюрьмы, по амнистии был освобожден прямо в зале суда. Вину Тихонов не признает до сих пор.

Еще один человек, который из-за конфликта с Тулеевым, потерял большую часть бизнеса тогда в 90-х  – Петр Финк. Финк говорит, что пошел в политику, чтобы отстаивать интересы мелкого и среднего бизнеса. После отказа от протекции Тулеева у Финка начались проблемы:

«Коньяк, колбаса, конфеты и он обращается ко мне, мол, что ты хочешь? Давай переходи ко мне, на мою сторону – получишь все, что хочешь. Я говорю — я не буду ничью сторону принимать. Я даже не представлял себе, что из его уст такое услышу.  Я пришел в ЗАКСобр, я хочу делать жизнь здесь лучше. Он мне говорит: я тебе предлагаю перейти ко мне. Выбирай любое предприятие в области – я все сделаю. Я понимаю, что это вербовка была дешевая. Я вспыхнул, начал какие-то гадости говорить, ругань началась. И Тулеев говорит: а вот у меня есть на тебя папка документов – чернобыльцы на тебя жалуются. Имей ввиду. Я вышел в горячке из кабинета. А через 2 месяца начались обыски», — рассказывает Финк.

В итоге — 14 уголовных дел и 23 года под подпиской о невыезде.

История Губернатора Кислюка тоже закончилась скверно. О том, что он покидает должность главы региона «по собственному желанию», он узнал из СМИ. Рокировка, по его словам была согласована на самом верху. А затем последовала чреда судов. Кислюк говорит, что его спасло – личное письмо Владимиру Путину с требованием проверить всю его деятельность на посту губернатора. В процессе проверки Кислюк узнал, кто все это время писал на него доносы: «Ни одного свидетельства против Вас ни от ваших заместителей, ни от мэров городов, ни от руководителей правоохранительных органов, ни от простых людей не было. Единственное, были доносы, подписанные лично Аманом Гумировичем Тулеевым. Все».

В 2011 году в Кемерово приняли закон, который провозгласил Тулеева «народным губернатором». Тулеев получил орден и пожизненную ежемесячную премию в 50 тысяч рублей. Но все это второстепенно. С этим титулом даже после фактической отставки Тулеев сохранит за собой рабочее место, личного помощника, доступ ко всем государственным информационным системам. И конечно свою охраняемую резиденцию – пожизненно, в безвозмездное пользование.

Администрация Кемерово и местные СМИ сейчас делают все, чтобы показать – ситуация под контролем. И, несмотря на то, что главный ньюсмейкер больше 3 месяцев не появлялся на экранах, его имя регулярно продолжает звучать.

Также по теме
    Другие выпуски