Кто захватил московское метро, и как машинистов заставляют ездить на неисправных составах

Репортаж Ксении Назаровой
6 сентября, 20:22 Ксения Назарова
46 459

Ежедневно метро пользуется около 10 млн человек, в среднем каждый пассажир проводит в подземке около 40 минут. Без метрополитена сложно себе представить Москву, но как он устроен изнутри, мало кто понимает, равно как и то, как распределяются финансовые потоки. Что бы подумали пассажиры, если бы узнали, что план безопасности транспортной инфраструктуры метро составляет компания из Воронежа с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и 1 сотрудником в штате? Или, что машинистов увольняют за попытки снять с рейса неисправные составы? При этом бюджет метрополитена сравним с бюджетами сразу нескольких небольших российских регионов. Кто и как зарабатывает на столичной подземке и причем здесь так называемое «испанское дело» о русской мафии — в репортаже Ксении Назаровой.

Фото: Redd Angelo / Unsplash

Московский метрополитен ответил на официальный запрос Дождя. Публикуем ответы пресс-службы на вопросы редакции:

Не является ли конфликтом интересов тот факт, что большую часть господрядов от метро выигрывают дочерние структуры ТрансМашХолдинга — компании, где ранее Вы имели акции, а ее владельцы являются Вашими бывшими партнерами?

Московский метрополитен заключает договоры в соответствии с законодательством о закупках на конкурентной основе.

Понятие конфликта интересов определено Федеральным законом N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соблюдение этих требований строго контролируется: и на городском уровне, и на федеральном. Федеральная антимонопольная служба выносит предписания Московскому метрополитену даже в случае малейших технических некорректностей, не говоря уже о нарушениях законодательства о защите конкуренции. Все поставщики метрополитена находятся в равных условиях: закупка, действительно нарушающая принципы конкурентности, легко была бы оспорена.

Более того, ГУП «Московский метрополитен» крайне заинтересован в том, чтобы у нас было несколько производителей подвижного состава. Это повысило бы конкуренцию на рынке подвижного состава. Но мы определяем наших поставщиков, подрядчиков и исполнителей по строго регламентированным законодательством правилам, в том числе с проведением конкурентных процедур (открытых и без предъявления требований, ограничивающих конкуренцию). На каждом конкурсе мы были бы рады видеть всех, кто способен произвести подходящий подвижной состав, имеет хорошую репутацию на рынке. Информация о предстоящих конкурсах открыта: в равных условиях выигрывает лучший производитель.

При этом нельзя не отметить, что завод «Метровагонмаш», входящий в «ТрансМашХолдинг», поставляет вагоны для Московского метро с самого первого дня работы столичной подземки, то есть уже больше 83 лет. Компания имеет успешный опыт исполнения контрактов, что, впрочем, не дает ему каких-либо преимуществ перед другими производителями на рынке при проведении конкурентных процедур.

Наша задача: сделать так, чтобы пассажиры Московского метрополитена получали самый лучший подвижной состав. Для нас принципиально, чтобы на весь срок жизни вагона мы покупали запчасти на территории России. Это безопасность и залог отсутствия серьёзного повышения стоимости проезда для москвичей. Поэтому мы отдаем приоритет контрактам жизненного цикла. Такая форма контракта на 30 лет позволяет нам снизить траты на обслуживание поездов, повысив при этом ответственность за обслуживание и безопасность составов.

Как можно объяснить получение господрядов от метрополитена фирмами, имеющими все признаки однодневок. Так, оценку безопасности транспортной инфраструктуры проводит компания «Атлас-Телеком» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и всего одним штатным сотрудником. (Подобных контрактов немало, при необходимости можем составить полный список)

Все вопросы, связанные с организацией государственных закупок, регулирует 44-ФЗ.  Закон устанавливает исчерпывающий список требований к участникам закупок. Размер уставного капитала, количество штатных единиц, оборотные средства не являются критериями для отсева. У ГУП «Московский метрополитен» нет легальных рычагов для того, чтобы отсеять компании с небольшим коллективом или маленьким уставным капиталом от выхода на торги и последующего заключения договора в случае победы по результатам конкурентных процедур. Решения об отмене результатов конкурентных процедур – прерогатива ФАС России, что отражено в федеральном законодательстве РФ.

Но в наших силах строго контролировать исполнение технического задания. Мы понимаем свою ответственность перед пассажирами и всегда максимально тщательно следим за исполнением технического задания подрядчиками московского метро.

Если организация нарушает контрактные обязательства перед Московским метрополитеном, то выставляются штрафные санкции и (или) следует расторжение договорных обязательств.

С какой целью метрополитен закупает морские деликатесы, в том числе кальмаров и икру лосося?

Деликатесы, в том числе кальмаров, икру лосося и многие другие продукты, Московский метрополитен закупает для дальнейшего коммерческого распространения: в частности, для продажи в столовых метрополитена и в Оздоровительном комплексе метро, который используют сотрудники. Например, в наших столовых вы регулярно можете найти салаты с кальмарами, а в Оздоровительном комплексе можно поесть бутерброды с икрой. Продажа этих продуктов, кстати, – доходная деятельность для метрополитена.

Сотрудники метрополитена жалуются на отсутствие необходимых материалов для работы, большую часть инструментов им приходится покупать самостоятельно. Как Вы можете это объяснить?

Московский метрополитен неукоснительно соблюдает трудовое законодательство РФ, обеспечивая сотрудников всем оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для работы.

Метрополитен – уникальное предприятие в плане производственной культуры: люди работают здесь поколениями. За время существования столичного метро сформировались около 100 трудовых династий. Вокруг метрополитена – движения метрофанатов и коллекционеров, метроблогеров и метрохейтеров.

Если сотрудник Московского метрополитена сочтет, что его трудовые права нарушены, он всегда может обратиться профсоюз предприятия. У Московского метрополитена 2 профсоюза: один из них объединяет более 48 тысяч сотрудников, другой — менее десятка работников. Сотрудники вправе обратиться в любую из этих организаций для представления или защиты своих интересов. Обе организации очень активны и отстаивают интересы своих членов. Их влиятельность и эффективность каждый оценивает для себя, выбирая – в какую именно вступить.

Работники метрополитена также могут сообщить о фактах нарушения трудового законодательства лично начальнику предприятия во время приёма. Более того, сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию и доказывать свою правоту в судебном порядке, если они считают, что метрополитен каким-то образом нарушил их трудовые права.

Мы не располагаем теми сведениями, к которым апеллирует ваша уважаемая редакция, поэтому в ответе на вопрос можем только прибегнуть к статистике. В столичном метро работают более 54 тысяч человек. При этом суды ежегодно рассматривают менее 100 трудовых споров с участием метрополитена. Другим словами, менее 0,2% работников метро считают, что метрополитен каким-либо образом нарушил их права.

Профсоюз работников метрополитена сообщил о том, что с 2014 года информация обо всех авариях, происходящих на метрополитене, проходит под статусом «для служебного пользования» и, таким образом, общественность лишается возможности узнавать о реальном состоянии дел на метрополитене. С какой целью был введен такой порядок?

Общественность знает о реальном состоянии дел метрополитена, поскольку работа предприятия находится на виду более 8,5 млн пассажиров ежедневно. Каждый из них может судить о том, как работает метро, насколько быстро и безопасно можно доехать из отдаленных районов в центр столицы.

По линиям Московского метрополитена в будни проходят более 11 тысяч отправок поездов. С учетом такой интенсивности движения, невозможно обойтись без технических неполадок. Обо всех подобных случаях, влияющих на график движения поездов, а также об изменениях в режиме работы станций Московский метрополитен оперативно оповещает пассажиров на станциях, в подвижном составе и в твиттере @MetroOperativno. Пресс-служба метро всегда готова дать комментарии журналистам. По результатам исследований независимой ассоциации CoMET (Community of Metros), Московский метрополитен занял третье место в мире по такому показателю как информирование пассажиров в режиме реального времени. Точность выполнения расписания движения поездов и соблюдения графика в МосМетро самая высокая в мире - 99,97%! Мы гордимся этим показателем.

Отметим, что Московский метрополитен — стратегический объект. После каждого сбоя на предприятии проходит подробный разбор, во время которого оценивается состояние инфраструктуры, действия каждого причастного сотрудника, а также может обсуждаться информация, представляющая тайну. Разглашение части этих сведений может представлять угрозу для безопасности пассажиров и всей инфраструктуры метро. Поэтому информация о служебных разборах носит гриф «ДСП», но вы всегда можете задать интересующий вас вопрос – мы объясним, что происходит.

 

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю