ПРИЛЕПИН. Петь про лиц другой национальности – не значит быть умнее слушателей

8 октября 2013 Захар Прилепин
6 546 4
Часть 1 (12:39)
Часть 2 (09:37)
В гостях у Захара Прилепина рэп-музыкант Ричард Пейсмейкер. Смотрите клип «Портрет Сталина» и разговор о том, не превращается ли рэп в эстраду.
 Прилепин: Я тут оговорюсь, чтобы меня неправильно не понимали, а то подумают, что настал момент истины, и я решил всех вывести на чистую воду. Безусловно, я принадлежу к тому  поколению, которое рок-музыкой воспитано, и портреты Гребенщикова, Цоя, Борзыкина и Кинчева висели у меня на стенах, и, собственно, это стало составной частью моей физиологии. Сегодня я и мои товарищи, и лидеры общественного мнения, гласные и негласные, которые, так или иначе, взывают на площадях к людям, они все оттуда родом, из рок-музыки. Появилось новое поколение. Ты, в твоем лице, человек, который три года назад пришел из армии, человек, который делает рэп (и успешный рэп). Ты сам отдаешь себе отчет в том, для кого ты это делаешь, и что вы хотите сделать с этими людьми? Куда вы их хотите позвать? Что это за люди? Меня этот вопрос бесконечно занимает, как человека, имеющего отношение к политике. Кто у нас молодые люди? Какие они? Какого они окраса?

Пейсмейкер: У меня такая же история, как у тебя. Потому что я тоже был воспитан на роке. И те же – Гребенщиков, Кинчев, Борзыкин… Как сказать? Рэперы, которые давно уже этим занимаются (старшие: Ноггано тот же, Нойз), они отдают себе отчет в том, что они делают. Сейчас пошла молодая плеяда рэперов, я боюсь, там далеко до какой-то глобальной рефлексии. Люди просто делают свой асоциальный рэп. Боюсь, что они ничего не несут. У них, в принципе, протест заключается в их треках, но он такой… они даже не отдают себе в этом отчет. Протест такой не обговорённый. Нет  конкретных каких-то вещей, о которых бы они говорили: «это нам нравится», «это нам не нравится». Они предлагают какую-то свою матрицу бытия, но…

Прилепин: Но для них самих она не до конца внятная.  У меня по этому поводу есть одна мысль (я не знаю, согласишься ты с ней или нет), но мне кажется, что залог взросления рока как такового заключался в том, что слушатели русского рока были не менее умны, а то и более умны, потому что тогда мое поколение, старшего поколения, когда мы слушали музыку, ее слушали и преподаватели филфака, и физики, и химики, и люди из НИИ. А у нынешней рэп-аудитории слушатели совсем другие. Как правило, чтобы никого не обидеть, не настолько умны и взрослы, как они, и рэперам приходится подстраиваться  под эту аудиторию, под ее вкусы. Тем более что тогда не было Youtube. Тогда Цой мог записать какую угодно песню, или Гребенщиков, и им было не очень известно, как на нее отреагировали. А сейчас выложил трек, у тебя там либо 20 тыс. просмотров, либо 2 млн. просмотров. Если 2 млн. просмотров, а там такая песня, что-нибудь про людей другой национальности или какой-нибудь обдолбанный тречок какой-нибудь, и вдруг раз – и у тебя прет успех, это невольно тебя начинает моделировать. Нет ли такого ощущения, что рэп-музыканты и старшего поколения, из младшего начинают немножко заигрываться своим слушателем и идти у него на поводу, хотя должно быть, в принципе, наоборот.

Пейсмейкер: Они даже не столько заигрывают, заигрывают те, кто уже что-то достиг, кто давно варится в этой каше, кто поумнее. Есть такая дилетантская штука: ты нашел комнату, микрофон, взял какой-то бит, своровал его из интернета и начинаешь читать на какие-то темы, абсолютно подростковые. Это может делать кто угодно. И из-за этого рокеры выигрывали, потому что, как ты сказал, они были умнее своих слушателей. В рэпе мало рэперов, которые умнее своего слушателя. Их, в принципе, мы все и знаем. Они выплыли. Мало таких рэперов. Я постоянно ищу, копаюсь в интернете, у кого есть какой-то посыл. Все поют на какие-то свои приземленные темы, все очень грустно.

Прилепин: Все-таки о слушателях. Ты не ответил на этот вопрос. Что ты думаешь о нынешних молодых людях? Люди, которые выходят на площади или не выходят на площади, которые думают о политике или не думают о политике? Они кто? Они у нас все либерал-демократы? Или «леваки», или консерваторы? Или вообще не имеют никаких взглядов?

Пейсмейкер: Как в рэпе, так и на моем журфаке люди делятся на тех, кому просто пофиг, его все устраивает. Так и в рэпе есть такие индивиды, которым нравится, где мы живем. Но, как правило, их рэп слушать невозможно. Потому что довольно убог. Все-таки талантливые вещи делает тот, кто против (как это было и в роке). Они выражали какой-то протест, это было интересно, творчески. Но я не могу сказать, что людей, которые адекватно воспринимают нынешнюю действительность, и которые против, и понимают, против чего они, за кого они, таких мало, они немножечко растеряны. В рэпе есть эта растерянность. Они, в принципе, заочно против всего, потому что они такие асоциальные, такой протест андеграунд. Но в основном они даже не понимают, против чего. Хотя, по сути, все равно в целом рэп протестный. Приблизительно так.

Прилепин: Достаточно мутные получаются истории. Сейчас мы посмотрим один мутный клип, который тоже вызовет множество вопросов. Все-таки против он чего-то или за что-то? У него и само название уже говорит о многом. Он называется «Портрет Сталина». Там, в числе прочего, снимаюсь и я, и двое моих детей. Так что смотрите. Может быть, что-то поймете. Мы посмотрели это видео, оно имеет отношение и ко мне. Поэтому этот клип мы обсуждать не будем, потому что сам о себе я говорить не буду. А будем мы говорить о русском рэпе, представитель которого сидит с нами. Ричард, у меня создается такое двоякое ощущение: с одной стороны, у нас точно есть возможность говорить о том, что рэп, условно говоря, «левой» и, условно говоря, «правой» направленности существует (как «левого» можно расценить Вис Виталиса, как «правую» команду можно расценить «25/17», по крайней мере, аудитория, которая у них имеется, в той или иной степени она такие посылы воспринимает именно таким образом. Может ребятам из «25/17» не очень нравится, что их считают командой такого мрачно-коричневого толка, но, тем не менее, это есть). А есть еще трендовая вещь – асоциальный рэп, типа того, что во многом делают ребята из «Центра», ныне разошедшиеся по своим сторонам (и Слим, и Птаха, и Guf отчасти), может быть, даже он является основным направлением. Ребята без каких-то особых установок на жизнь, на бытие. Я  с интересом и, может быть, даже  с некоторым теплым чувством следил за генерацией человека по имени Алексей Долматов (известный как Guf). Проходит время. У него есть одна такая песня, что «мама-папа, я опять обдолбился», «Айза возвращайся, мне опять тяжело». Эта песня длится у него….

Пейсмейкер: Вечно.

Прилепин: Длится-длится и не прекращается. С другой стороны, есть совершенно замечательный прецедент. Может быть, самый известный рэпер в России Ноггано, он же «Баста». Но у Ноггано и «Басты», как ни странно (хотя многие считают его парнем крайне искренним, и таким… на разрыв ребер, на разрыв рубахи, который правду-матку несет), при этом у меня есть ощущение, что личностного начала у него не так много, как может показаться. Например, для меня песня «Дурка» - это и есть Ноггано, это есть правда, которую он вынес изнутри себя. А дальше начинается какое-то бесконечное примерение  каких-то масок, в которых он себя удобно чувствует, спрятав себя вглубь. Иногда (хотя я этого музыканта очень сильно уважаю) есть ощущение, что русский рэп движется по направлению к шоу-бизу. И даже если он такой асоциальный, про наркоту или про какую-то тяжелую жизнь, в целом он все равно размышляет о том, как бы побольше, погуще словить успеха и удачи и на этом направлении. Потому то мы же все русские люди, и те, которые не русские, тоже в целом русские, потому что мы все, так или иначе, взыскуем какой-то правды. Ну, не все, а те, кто слушают музыку с этими целями. Какой-то правды, каких-то вещей, которые нам должны хоть что-то объяснить. И мне было бы печально, если бы тренд на шоу-биз, на то, чтобы что-то произнести, но при этом ничего не сказать, чтобы он стал победительным. Потому что, может быть, нынешнее поколение где-то взрастётся где-то в иных местах и от иных посылов, но музыкальный посыл чаще всего является определяющим. А тут такая история, что это может все уплыть. Что ты думаешь про шоу-биз? Это зло?

Пейсмейкер: Да, я так все и думаю. Это с рэпом некоторые повторения рока, когда всех гоняли по подвалам, когда был в андеграунде трендово протествовать, были отличные ребята. И мы с тобой именно их и любим. А когда все разрешили, когда уже вроде и  воевать не с кем, и как-то все уже попсовенько стало в целом в воздухе, тогда появились всякие группы, можно их не называть. Майк пел – помнишь там? – «Я люблю БГ и не люблю группу «Землян». То же самое сейчас происходит с рэпом. Начинается все с андеграунда, протеста, человек становится знаменитым, записывает дуэт с какой-то попсовой певичкой, абсолютно беспонтовой, и начинает зарабатывать деньги. Ему пишут: «В чем дело?» Он говорит: «А на что мне жить? Я хочу заниматься музыкой». Но, по сути, он музыкой автоматически перестает заниматься тем самым.

Прилепин: Будем надеяться, что на поле этих компромиссов все-таки будет больше побед, чем поражений. Я еще раз хочу обратиться ко всем, кто осмысленно и случайно посмотрел эту программу, или посмотрит ее потом. Здесь говорит не какой-то скепсис или какой-то снобизм ни во мне, ни в Ричарде, а говорит в нас только надежда на то, что люди, которые решаются какие-то вещи произносить для людей молодых, старшего поколения, они должны относиться к этому максимально серьезно, потому что мы в ответе за тех, кого приручили, мы должны воспитывать человека, а не стада. Или не воспитывать, но хотя бы нести ответственность за то, что произносишь. Я призываю к этому всех своих сотоварищей по самым разным видам творчества. Сейчас, наверное, с вашего позволения Ричард Пейсмейкер попробует доказать, что любые опасения касательно его лично не является действенными и действительными. Поэтому он сейчас нам немного споет, вернее, прочитает.

Это был Ричард Пейсмейкер и ди-джей Зуммер.  А вещь, которую я хотел бы произнести в финале, достаточно проста: один умный человек сказал, что «свобода – это тиран, управляемый своими прихотями». Давайте не будем управляемы своими прихотями. Давайте думать о более серьезных вещах. Только что Ричард спел, вернее, прочитал «тем, кто слил страну, никогда не прощу». Это нормальная страсть, нормальное качество, нормальные слова. Давайте не прощать.

Купить подписку
Показать комментарии (4)
Другие выпуски
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера