Шестилетнюю войну ставят на паузу. Что означают договоренности о прекращении огня на востоке Украины

23/07/2020 - 23:22 (по МСК) Владимир Соловьев

Ровно в 00 часов 01 минуту 27 июля в зоне конфликта в Донбассе должны навсегда перестать стрелять. Во всяком случае, именно в этом смысл договоренности, которую уже назвали прорывной. Достигнута она на последнем заседании Трехсторонней контактной группы и впервые оформлена, как обязывающая. Дождь разбирался в том, могут ли сдвинуться с мертвой точки переговоры о политическом урегулировании конфликта, если на востоке Украины установится мир. 

Фото: EPA / ТАСС

Стой, стрелять не буду!

О том, что Киев и непризнанные республики Донбасса согласовали меры по усилению режима прекращения огня, стало известно поздно вечером 22 июля. Стороны договорились об этом во время видеоконференции Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на востоке Украины — переговорщики общаются онлайн последние месяцы в связи с пандемией коронавируса.

«Я рада сообщить, что Трехсторонняя контактная группа, при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО — включает территории непризнанных ДНР и ЛНР. — прим. Дождь) Украины, достигла согласия по поводу дополнительных мер по усилению режима прекращения огня, цель которых обеспечить соблюдение всеобъемлющего, устойчивого и бессрочного перемирия»,-- сообщила спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Хайди Грау.

В офисе президента Украины Владимира Зеленского договоренности назвали «прорывными». «Согласно принятому решению, с 00:01 27 июля 2020 года должен соблюдаться режим полного и всеобъемлющего прекращения огня»,-- говорится в сообщении, размещенном на сайте украинского лидера. Отдельно в нем подчеркивается, что «режим соблюдения полного и всеобъемлющего прекращения огня является базовой предпосылкой реализации Минских договоренностей и открывает путь к выполнению других положений этих договоренностей».

Меры, которые должны привести к тому, что в Донбассе впервые за шесть лет с начала горячей фазы конфликта прекратят стрелять, описаны в сообщении ОБСЕ. Одна из ключевых — издание и введение в действие с 00:01 (по киевскому времени) 27 июля 2020 года руководством Вооруженных сил Украины и руководством вооруженных формирований ОРДЛО приказов о прекращении огня, которые должны соблюдаться до тех пор, пока конфликт не будет урегулирован окончательно. Издание приказов важно, поскольку ранее прекращение огня еще никогда подобным образом не оформлялось — все договоренности о перемирии были устными и неизменно нарушались. К примеру, бессрочное перемирие, объявленное 17 июля 2019 года, никак не повлияло на обстановку на линии соприкосновения конфликтующих сторон: стрельба, в том числе из тяжелого вооружения, так и не прекратилась.

Стороны договорились запретить наступательные и разведывательно-диверсионные действия, использование любых видов летательных аппаратов, применение огня, включая снайперский, размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах и их окрестностях, в первую очередь на объектах гражданской инфраструктуры, включая школы, детские сады, больницы и помещения, открытые для общественности.

Впервые за нарушение режима прекращения огня вводится ответственность в виде дисциплинарных мер. Кроме того, будет создан механизм реагирования на такие нарушения. Ответный огонь в случае наступательных действий, отмечается в сообщении ОБСЕ, допускается лишь в том случае, если он открыт по приказу руководства Вооруженных сил Украины и руководства вооруженных формирований ОРДЛО «после безуспешной попытки использовать вышеупомянутый механизм». Отдельной строкой в договоренностях прописано, что все перечисленные меры не могут быть «полностью или частично дезавуированы никакими другими приказами, в том числе секретными».

Долгая дорога к тишине

О прекращении огня говорится в первом же пункте «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», принятом в начале 2015 года. Пункт гласит: «Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00:00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года».

Но тишина, которая должна была установиться в зоне боевых действий больше пяти с половиной лет назад, так и не наступила. Все эти годы стороны стреляли друг в друга, а параллельно вели переговоры о том, как эту стрельбу прекратить.

После состоявшегося 22 июля раунда переговоров в офисе президента Украины подчеркнули, что совершенный прорыв — результат «эффективной работы украинской делегации при поддержке международных партнеров в Берлине и Париже, а также работы политических советников и глав МИД стран — участниц нормандского формата («нормандская четверка» включает Германию, Россию, Украину и Францию. — прим. Дождь)». 

«Украина в очередной раз подтвердила полную готовность к соблюдению достигнутых на декабрьском саммите в Париже договоренностей на уровне лидеров стран — участниц нормандского формата и приверженность выполнению Минских соглашений», — отмечается в заявлении.

Владимир Зеленский и президент Швейцарии Симонетта Соммаруга во время поездки в Донбасс. Фото:  пресс-служба президента Украины

Далеко не все участники переговорного процесса согласны с тем, что намеченное на 27 июля прекращение огня — заслуга исключительно украинской стороны.

«Это результат серьезного давления на Киев не только с нашей стороны, но и немцев, французов», — сказал собеседник Дождя в российских госструктурах, занимающийся украинским направлением. При этом саму договоренность он назвал важной. «Сам факт — хороший шаг и мера, потому что все предыдущие перемирия не соблюдались из-за отсутствия обеспечительных мер. А сейчас есть четкие обязательства сторон», — отметил он.

Представитель России в ТКГ Борис Грызлов в своем заявлении отметил, что «только благодаря вмешательству и твердой позиции Дмитрия Козака (замглавы администрации президента РФ, курирующий Украину и Донбасс. — прим. Дождь) удалось преодолеть попытки Украины снова уклониться от принятия конкретизирующих действенных мер, способных обеспечить реальное соблюдение режима прекращения огня».

Глава МИД непризнанной ДНР Наталья Никонорова в беседе с Дождем также назвала принятое решение «важным», подчеркнув, что самопровозглашенные республики Донбасса «добивались его около полугода, если не больше». «Еще 17 июля 2019 года договорились о бессрочном перемирии. Но это была устная договоренность — письменно ничего не было закреплено. Как не было потом с украинской стороны расследований инцидентов и взысканий с тех, кто нарушает режим прекращения огня», — отметила Никонорова.

Наталья Никонорова подчеркнула, что «впервые подписан документ, который содержит конкретные меры по режиму прекращения огня» и 22 июля это произошло: «Под документом стоит подпись Кучмы (представитель Украины в ТКГ, экс-президент Украины Леонид Кучма. — прим. Дождь)».

«Надеемся, что меры по контролю будут работать. Их ценность в том, что одной из мер является принятие приказа содержащего конкретные шаги по его реализации. Руководство Вооруженных сил Украины должно в СМИ огласить содержание приказа и перечислить меры, которые в нем содержатся. Есть определенная доля оптимизма, что в связи с этим соответствующие шаги начнут выполняться», — сказала Никонорова.

При этом она намекнула, что Киев согласился на письменные обязательства не просто так: «Мое личное впечатление — работа была проведена. Украинская сторона на этот раз вела себя иначе, чем раньше. Они реально работали над текстом и формулировками. Можно сделать вывод, что влияние и давление было оказано. Но каким именно образом, мне трудно сказать».

Разногласия после согласия

Хотя стороны достигли важного компромисса, выполнение остальных пунктов Минских соглашений под вопросом. Это особенно касается политических вопросов, включая принципиальный для Москвы и непризнанных республик пункт о предоставлении ОРДЛО особого статуса в составе Украины. Кремль, напомним, настаивает на том, что статус следует закрепить в украинской Конституции, чему противится Киев.

В середине июля глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в очередной раз и довольно жестко дал понять, что менять основной закон никто не планирует. «Что касается упоминаний так называемых ОРДЛО в конституции, то для нас это неприемлемо и мы откровенно об этом говорим с нашими партнерами», — заявил он. По словам министра, «когда Россию не устраивает положение какого-то закона Украины или законопроекта, то это проблема России»: «Мы — независимое государство и будем принимать те законы, которые считаем нужным. У нас не бюро удовлетворения „хотелок“ других стран».

А 15 июля Верховная рада Украины приняла постановление о проведении в стране выборов в местные органы власти, которое раскритиковали как власти ДНР и ЛНР, так и Москва.

Дело в том, что, назначив местные выборы на 25 октября 2020 года, парламентарии в п. 4 постановления отдельно прописали условия, при которых эти выборы могут пройти на неподконтрольных Киеву территориях, упомянув среди них не только ОРДЛО, но и Крым. Выборы там, говорится в документе, назначат отдельным законом. Но только после того, как прекратится «временная оккупация [украинских территорий] и вооруженная агрессия Российской Федерации против Украины», будут выведены «все незаконные вооруженные формирования, управляемые, контролируемые и финансируемые Российской Федерацией, российские оккупационные войска и их военная техника», а Украина полностью восстановит контроль над своей границей.

Фото: EPA / ТАСС

В МИД России постановление назвали противоречащим Минским соглашениям.  «„Комплекс мер’’ устанавливает совершенно иную последовательность шагов. Сначала должны быть приняты поправки в конституцию и другие законы в контексте конституционной реформы с упором на децентрализацию и предоставление Донбассу постоянно действующего особого статуса, закрепленного в конституции, пройти выборы, а затем начаться процесс восстановления контроля Киева над границей. Завершиться этот процесс должен только после всеобъемлющего политического урегулирования. Кроме того, „rомплекс мер“ предписывает необходимость согласования вопросов выборов в Донбассе в прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском», — сказала на брифинге 23 июля официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Захарова заявила, что это постановление можно расценивать, как выход Украины из минских соглашений, отметив, что Москва требует от украинской стороны «четких разъяснений по данному вопросу». 

Наталья Никонорова тоже считает, что постановление Верховной рады о выборах «перечеркивает Минские соглашения»: «Нормы, условия, понятия, в нем содержащиеся, никак несовместимы с политическим урегулированием конфликта. Оно вступило в силу 23 июля. Постановление принял парламент, который должен будет в дальнейшем принимать нормативные акты по каждому направлению Минских соглашений — гуманитарному, политическому и другим. И у нас вопрос: как этот орган, в этом составе, в котором он принял это постановление, будет дальше выполнять „Комплекс мер по выполнению Минских соглашений“? Это не меню в ресторане, откуда что-то можно убрать, а что-то добавить. Если вы (Украина. — прим. Дождь) признаете свои обязательства, то должны п.4 из постановления исключить, признать недействительным. Ждем, когда Украина определится со своей позицией».

Таким образом, максимально приблизившись к решению ключевого вопроса безопасности — прекращению огня — стороны пока максимально далеки от компромиссов по вопросам, которые должны обеспечить окончательное урегулирование конфликта на Донбассе через возвращение территорий нынешних ДНР и ЛНР под контроль украинских властей.