Реновация, обнуление, экстремизм: чем запомнится седьмой созыв Госдумы

17/06/2021 - 20:15 (по МСК) Татьяна Торочешникова

В четверг, 17 июня, прошло последнее заседание седьмого созыва Госдумы, который был сформирован в 2016 году. Еще около месяца депутаты, судя по регламенту, будут работать с избирателями, а осенью их сменит новый созыв. За пять лет депутаты успели принять много противоречивых законов. Дождь собрал главные — те, которыми запомнится эта Госдума.

Седьмой созыв Госдумы приступил к работе в сентябре 2016 года. В этом созыве партия «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте.

В среднем нынешняя Госдума принимала более 500 законов в год — как правило, ускоряясь к декабрю (например, в декабре 2020 года Госдума за один день приняла более десяти запретительных законов).

О СМИ-иноагентах

Закон о СМИ-иноагентах в ноябре 2017 года принимали с рекордной скоростью — между вторым и третьим его чтениями прошло всего 2,5 часа. При этом депутаты подчеркивали, что принимали закон вынужденно и неохотно.

«Никто не хотел принимать такое решение среди нас, и оно никак не повлияет на свободу слова в нашей стране. Речь идет о возможности для исполнительной власти принять зеркальные меры в отношении тех стран, где ущемляется свобода действий, слова российских журналистов», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Вице-председатель ГД России Петр Толстой
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

В конце 2020 года Госдума приняла еще один закон, касающийся иноагентов. Теперь в реестр СМИ, выполняющих функции иноагентов, могут попасть и физические лица, если Минюст сочтет, что они занимались политической деятельностью и получали деньги из-за рубежа. После принятия этого закона пятерых россиян объявили иноагентами. Среди них оказались журналисты, учительница русского и правозащитник Лев Пономарев.

Весной 2021 года иностранными агентами за один месяц признали сразу несколько СМИ — «Медузу», «Первое антикоррупционное СМИ» и издание VTimes. На этой неделе Роскомнадзор, Генпрокуратура и комиссия Госдумы по иностранному вмешательству получили жалобу с просьбой проверить на предмет иностранного финансирования издание «Медиазона». Ее написал политтехнолог Максим Шугалей, которого СМИ связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным.

О реновации

Принятый в июне 2017 года закон о реновации разделил жителей Москвы на два лагеря — противников и сторонников принудительного обновления жилого фонда. Активисты, протестующие против этого закона, выходили на митинги, уличные акции и пикеты — в том числе, к Госдуме, но это не повлияло на итоговое решение. 

Власти предложили проводить слушания по конкретным домам онлайн — на московском портале «Активный гражданин», где жителям столицы предложили голосовать за или против реновации. Во время этого голосования активисты заметили многочисленные фальсификации. 

В декабре 2020 года реновацию распространили на все остальные регионы России.

О декриминализации побоев

Законопроект о декриминализации побоев предложила защитница «традиционных ценностей» сенатор Елена Мизулина в 2016 году, а приняли его в начале 2017 года. Побои, совершенные впервые и без последствий, исключили из Уголовного кодекса — теперь за это грозит только административное наказание. Этот закон позволил вывести из-под наказания множество мужчин, избивающих своих жен. Особенной проблемой домашнее насилие стало в 2020 году — на фоне пандемии и локдауна, когда жертвам просто некуда было уйти, уровень домашнего насилия вырос более чем в два раза.

О пенсионной реформе

Закон, вызвавший ожесточенную дискуссию и множество протестных акций, Госдума приняла осенью 2018 года. Возраст выхода на пенсию подняли: для мужчин — до 65 лет, для женщин — до 60 лет. 

Во время своих предыдущих сроков Путин несколько раз заявлял, что он категорически против повышения пенсионного возраста. «Пока я президент, такого решения принято не будет», — говорил он в 2005 году. О нецелесообразности повышения пенсионного возраста президент говорил также в 2007, в 2011, в 2012, в 2013, в 2015 и даже в 2017 году. Но закон в итоге был принят, всего через несколько месяцев после очередных президентских выборов.

О суверенном интернете

В апреле 2019 года был принят один из самых резонансных законов, касающихся регулирования интернета. Он был призван обеспечить «безопасное и устойчивое функционирование интернета на территории России», а по сути — подготовить интернет к возможной автономности и полной изоляции от глобальной сети. Если российскому интернету будет угрожать какая-либо опасность из-за границы (по мнению властей), Роскомнадзор возьмет на себя оперативное управление сетями и будет контролировать трафик через «технические средства противодействия угрозам» — их операторы должны установить у себя самостоятельно.

В рамках исполнения этого закона Роскомнадзор должен был создать центр мониторинга и управления сетью и провести несколько масштабных учений в регионах России, чтобы протестировать оборудование. Но центр до сих пор не создан, а когда на Урале в тестовом режиме запустили оборудование, скорость интернета упала и сигнал ухудшился. После этого провели еще одно учение, но его результаты неизвестны. Все четыре теста, запланированные на 2020 год, в итоге были отложены, а по факту отменены.

О поправках к Конституции

Поправки в Конституцию — один из самых резонансных законов, в поддержку которого власти развернули масштабную кампанию. Ключевой пункт поправок касался обнуления президентских сроков Владимира Путина — после принятия поправок он получил право избираться еще дважды начиная с 2024 года. Автором этой инициативы была депутат Госдумы и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, которая заявила, что ее об этом «попросили простые люди».

О многодневном голосовании

После успешного обнуления президентских сроков Госдума взялась за выборное законодательство и решила распространить опыт многодневного голосования, опробованного на поправках в Конституцию, и на другие выборы. Голосование по поправкам проходило в течение трех дней. Избирательные участки располагались при этом не только в привычных местах вроде школ и зданий управ, но и в палатках, магазинах и в багажниках машин. Это голосование стало поводом для многочисленных шуток о том, как люди голосуют буквально «на пеньках». Позже глава ЦИК Элла Памфилова ответила на претензии словами, что расследование подтвердило только три случая голосования на пеньках, а все остальное — фейк.

Фото: @daniilken / Twitter

О просветительской деятельности

Законопроект о просветительской деятельности внесли в Госдуму в конце 2020 года, и все три чтения он прошел стремительно. Теперь любую деятельность, которую можно отнести к просветительской — научно-популярные лекции, семинары — нужно согласовывать, а контролировать ее будет правительство. Авторы объяснили внесение этого законопроекта деятельностью «антироссийских сил», которые «бесконтрольно реализуют в школьной и студенческой среде пропагандистские мероприятия». Против этого закона массово выступили ученые, блогеры и популяризаторы науки, которые указывали, что определение просветительской деятельности крайне широко и под него попадает буквально любой образовательный проект.

О запрете цензуры в интернете

Подписанный в декабре 2020 года закон о запрете цензуры в интернете позволяет блокировать ресурсы, ограничивающие доступ к значимой информации. Отдельно отмечено, что закон коснется тех платформ, которые «дискриминируют» материалы российских СМИ. Закон приняли в конце декабря 2020 года (вместе с рядом других запретительных законов), а вскоре Роскомнадзор начал активно рассылать зарубежным соцсетям требования прекратить ограничивать доступ к материалам СМИ, в основном государственных. 

Интернет-ресурсам грозят миллионные штрафы и замедление трафика. Последний вид наказания Роскомнадзор опробовал на Twitter, который, по данным ведомства, отказывался удалять запрещенные материалы так быстро, как это было необходимо. В связи с этим в марте Twitter действительно замедлили, но позже соцсеть пошла на переговоры и Роскомнадзор отменил замедление на стационарных компьютерах, но оставил на мобильных устройствах. 

О запрете экстремистским организациям участвовать в выборах

Поспешно принятый Госдумой закон запрещает избираться всем, кто был причастен к деятельности экстремистских организаций — даже задолго до того, как суд признал их таковыми. Один из авторов законопроекта, депутат от «Единой России» Василий Пискарев, объяснял, что «коллективный Запад» хочет ослабить Россию и внедрить в российские органы власти своих агентов влияния через сеть организаций, в том числе экстремистских.

В СМИ этот закон назвали «законом против ФБК*» — параллельно с его принятием суд рассматривал иск о признании ФБК* и Штабов Навального экстремистскими организациями. 9 июня иск был удовлетворен.

О нежелательных организациях

Законом, принятым на исходе последней сессии — в мае 2021 года — Госдума ужесточила наказание за деятельность организаций, признанных нежелательными. Теперь уголовная ответственность для руководителей таких организаций будет наступать сразу, а не после двух административных привлечений. Им будет грозить от двух до шести лет лишения свободы.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Еще один закон, касающийся нежелательных организаций, был принят спустя месяц — в июне. По нему уголовное наказание будет грозить и тем, кто поддерживает нежелательные организации финансово. За это предусмотрен реальный срок до пяти лет лишения свободы.

Нежелательной организацией была признана в России созданная Михаилом Ходорковским «Открытая Россия». И хотя в список Минюста была внесена британская структура, в конце мая самоликвидировалось несвязанное с ним формально российское движение «Открытая Россия».

*По решению Минюста России ФБК и Штабы Навального включены в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

*Деятельность ФБК и Штабов Навального запрещена на территории РФ

Фото на превью: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ