Глава отдела расследований ФБК Мария Певчих дала первое интервью: о работе в фонде и отравлении Навального. Пересказ

18/09/2020 - 18:43 (по МСК)

Мария Певчих — глава отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией. Она находилась вместе с Навальным в поездке в Томске, когда оппозиционера отравили. Несмотря на то, что она является соавтором практически всех расследований ФБК с 2011 года, Певчих — одна из самых непубличных сотрудниц фонда. В своем первом интервью, которое она дала «Русской службе Би-би-си», Певчих рассказала о знакомстве с Алексеем Навальным, своей работе и том, что происходило в Томске в день отравления оппозиционера. Пересказываем главное из интервью.

Знакомство с Навальным

Певчих рассказала, что она политолог по специальности, у нее «всегда был интерес» к российской политической жизни, в частности, она читала «Живой журнал» Навального в 2009-2010 годах. В какой-то момент Певчих увидела там объявление о вакансии юриста в его новом проекте «РосПил»: «Меня набрали по объявлению, как это принято говорить. Я училась на соцфаке МГУ, потом в Лондонской школе экономики — политологии. Жила обычной жизнью, работала».

По словам Певчих, тогда на место юриста взяли Любовь Соболь, однако она познакомилась с Навальным, и они «решили придумать что-то еще». Одним из первых расследований, над которыми работала Певчих, стал материал о закупке буровых установок «ВТБ лизингом» по завышенной цене.

На вопрос о самых запоминающихся расследованиях она ответила, что это как «выбрать любимого ребенка или что-то такое — это невозможно абсолютно». «Если вы выдели наши расследования на YouTube в канале Алексея Навального, то я имею к этому то или иное отношение», — отметила Певчих. По ее словам, ей «нравятся какие-то абсолютно дурацкие и глупые расследования» вроде материала о миллиардере Олеге Дерипаске, вице-премьере Сергее Приходько и модели Насти Рыбки. Также Певчих отметила фильм про Дмитрия Медведева «Он вам не Димон», вышедший в 2017 году.

«Самое большое удовольствие, которое я получаю от собственной работы, — оно в тот момент, когда я что-то долго ищу, а потом нахожу, и это, безусловно, моя самая-самая любимая часть. Если бы можно делать только это, я бы делала только это (…) Ради этой „эврики“ я и сижу и перелистываю документы», — подчеркнула Певчих.

«Вещи были стратегически расфасованы»

Во время съемок фильмов Певчих часто сопровождает Навального в командировках по регионам, в частности, в августе этого года они занимались расследованиями о главных застройщиках в Новосибирске и «депутатской мафии» в Томске. В день отравления политика Певчих находилась вместе с другими коллегами в Томске. По ее словам, она осталась еще на день в городе, чтобы доделать расследование.

Сразу после того, как пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш сообщила, что ему стало плохо в самолете, Певчих и ее коллеги «сразу бросились в номер Алексея в гостинице». В разговоре с  «Медузой» Певчих сказала, что в комнате политика побывали она, сотрудник ФБК Георгий Албуров, юристы Владлен Лось и Антон Тимофеев. 

Певчих рассказала, что их не сразу пустили в номер Навального: «Нас не то, чтобы супер легко пустили, но при этом мы не прорывались через кордоны или еще что-то такое. Мы объяснили ситуацию — и попали туда. С нами была администратор гостиницы. Какое-то время нас не пускали, мы устроили небольшое дежурство перед номером, чтобы туда не пускали никого — буквально в пустом коридоре поставили стул и сидели по очереди».

В номере соратники политика собрали все вещи, к которым он мог потенциально притрагиваться, после чего их вывезли на машине в Новосибирск, а оттуда  — самолетом в Омск. «Оно было стратегически расфасовано в разных местах, потому что мы понимали, что несмотря ни на что, эти бутылки — просто бутылки, ничего значимого. Но есть микроскопический шанс, что они окажутся ценными. Не забери мы их из Томска, они стали бы мусором. Нет никаких сомнений, что сейчас этих бутылок и след бы простыл», — сказала Певчих.

По ее словам, бутылки перевезли в Германию на медицинском борте, высланным за Навальным. Вместе с политиком на самолете находилась сама Певчих и его жена Юлия Навальная. Она добавила, что на момент того, как ее вызвали на беседу в томскую транспортную полицию, она уже улетела в Берлин. МВД сообщало, что Певчих «уклонилась от дачи объяснений». 

Певчих отметила, что не понимает «хайпа вокруг бутылки», на которой были обнаружены следы яда из группы «Новичок». Певчих считает, что «единственная польза от этой бутылки» состоит в том, что она позволила понять, что Навального отравили раньше, чем он приехал в аэропорт.

Публичность 

По словам Певчих, она не пыталась «очень усиленно» скрывать свою личность, а ее связь с ФБК является секретом «только для очень широкой публики». «Сам факт нашего знакомства с тобой (речь о корреспонденте «Би-би-си» Андрее Козенко, которому Певчих дала интервью. — прим. Дождь) и с твоими коллегами несколько подрывает теорию о моей огромной таинственности. Меня знали абсолютно все в офисе. Меня знало огромное количество людей из журналистской среды. Когда я в Москве — я хожу каждый день на работу в офис», — добавила она.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работаю с Марией в Отделе Расследований уже 8 лет и примерно 7 из них мы постоянно шутим про какое-то боевое искусство, на которое она пару раз ходила. Названия так и не запомнил, но точно помню, что там учат отбиваться от пьяных мужиков с помощью ста разных приёмов удара в пах (над этим и смеёмся). Наша многочисленная офисная прослушка тоже не смогла запомнить название и теперь Мария фигурирует в СМИ исключительно как "мастер боевых искусств, прошедший подготовку по программе «морских котиков» армии США". Это из смешного. А не смешно то, что сейчас за всеми её родственниками устроена самая настоящая охота со стороны пригожинские бандитских "СМИ". Не за отравителями Алексея, а за 85-летней бабушкой нашей Марии. Это мы запомним и не забудем. А моей боевой подруге (и начальнику) желаю стойкости и храбрости. Новые расследования обязательно будут, куда же без них.

Публикация от Георгий Албуров (@alburov)

Певчих отметила, что хотела «избежать какой-либо публичности», однако для спецслужб она «родной человек» — за ней установлено «непрерывное» наружное наблюдение, а в офисе ФБК стоят прослушивающие устройства. «Существовали какие-то кадровые сотрудники, который занимались тем, что снимали, как я просто выхожу из дома или захожу в метро. Они накопили эту папочку, расчехлили и отдали в те мусорные СМИ, которые и публиковали их», — рассказала Певчих.

Она также сообщила о давлении на ее родственников со стороны СМИ и людей, связанных с бизнесменом Евгением Пригожиным. «За моими 85-летними бабушками гоняются какие-то пригожинские гопники, они скребутся под дверь, разговаривают с соседями в местах, где я никогда не жила, ходят за мамой. Выдумана какая-то жуткая, сумасшедшая история про моего отца, с которым я 15 лет не общаюсь — у меня родители в разводе», — пожаловалась Певчих.

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.