Могут ли ЕСПЧ и Совет Европы принудить Россию освободить Навального? Разбор Дождя
Европейский суд по правам человека потребовал немедленно освободить Алексея Навального, однако Россия дала понять, что не будет подчиняться этому требованию. Еще одно обращение к России может последовать по итогам рассмотрения обращения политика в Комитет министров Совета Европы (Навальный попросил возбудить разбирательство из-за игнорирования Россией решений ЕСПЧ и принудить российские власти исполнять решения суда). Дождь попытался разобраться, как события могут развиваться дальше и какие рычаги давления на Россию есть у ЕСПЧ и Совета Европы.
Что требуют Навальный и ЕСПЧ?
Просьба Навального принудить Россию выполнять решения ЕСПЧ и требование этого же суда немедленно освободить политика — две разные процедуры. Требование незамедлительно освободить относится только к заключению Навального в СИЗО, а не к сути его уголовного дела и приговора по нему. ЕСПЧ считает, что, учитывая попытку убийства Навального химическим оружием, политик не должен находиться под стражей, пока продолжается рассмотрение его дела, и должен быть освобожден, поскольку в СИЗО его жизни угрожает опасность.
В своем требовании ЕСПЧ ссылается на 39 правило регламента суда о применении обеспечительных мер. Россия не раз нарушала это правило и не выполняла требование ЕСПЧ. Например, в 2018 году вопреки запретам суда в Киргизию был депортирован гражданин этой страны. Другой пример — освобождение в 2007 году смертельно больного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. ЕСПЧ впервые потребовал этого 26 ноября 2007 года (также со ссылкой на правило 39), а в декабре еще раз напомнил о своем решении. В итоге Алексанян вышел на свободу, но это случилось лишь в декабре 2008 года, когда Мосгорсуд освободил его под залог в 50 млн рублей. При этом в решении российского суда не было речи про требование ЕСПЧ.
Никаких реальных санкций за невыполнение требований суда и этого конкретного правила против России никогда не применяли.
Россия отказывает ЕСПЧ, что теперь будет делать Совет Европы?
В случае, если политика не освободят (Минюст и Кремль уже дали понять, что не планируют этого делать), будет нарушена 34 статья Конвенции о правах человека, которую Россия обязалась соблюдать при вступлении в Совет Европы в 1996 году. За соблюдением конвенции следит Комитет министров Совета Европы (КМСЕ). Если он подтвердит, что Россия действительно нарушила свои обязательства, то он обратится в ЕСПЧ с просьбой подтвердить отказ страны выполнить решение, и затем вопрос о возможном наказании будет рассматриваться на очередном заседании комитета (они проходят каждые три месяца).
Комитет лишь однажды обращался в ЕСПЧ с такой просьбой — в деле азербайджанского оппозиционера Ильгара Мамедова, который в 2013 году собирался участвовать в президентских выборах в Азербайджане, но был осужден на семь лет. В 2014 году ЕСПЧ установил, что его осудили за критику властей с целью «заставить его замолчать». После обращения Комитета министров в ЕСПЧ Мамедова освободили по УДО, а затем и сняли судимость.
Ближайшее заседание КМСЕ назначено на начало марта. На нем рассмотрят, как минимум, просьбу Навального принудить Россию исполнить свои обязательства по шести вынесенным в 2015-2020 годах, но не исполненных Россией решениям ЕСПЧ по жалобам политика. По правилам комитета вопрос должен быть в повестке заседаний до тех пор, пока Россия не выполнит требования (если комитет не примет иное решение). Других рычагов давления на нарушителя в правилах КМСЕ не прописано.
В 2005 году двое граждан Узбекистана, члены оппозиционной партии страны были арестованы в Турции, и готовилась их экстрадиция на родину. ЕСПЧ применил правило 39, пытаясь запретить Турции выслать людей, однако страна все равно сделала это. В итоге в Узбекистане их приговорили к 9 и 11 года тюрьмы соответственно, а ЕСПЧ постановил, что Турция нарушила 34 статью Европейской конвенции по правам человека.
Если Россия и дальше будет отказывать Совету Европы, что тогда?
Если Россия и после заседания комитета не станет выполнять требования ЕСПЧ, ее теоретически могут исключить из Совета Европы. Это предусмотрено статьей 7 устава совета. Начать этот процесс могут сам комитет, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) или генсек организации.
Исключение из Совета Европы происходит в несколько этапов. Сначала по итогам голосования КМСЕ принимается решение о старте процедуры. На это дается месяц, а за решение должны проголосовать две трети министров. После этого в страну-нарушитель направляется миссия Совета Европы. По итогам работы миссии в Комитете министров Совета Европы снова проходит голосование, на котором решается, начинать ли разрабатывать «дорожную карту». Если спустя год после попыток разрешить ситуацию, добиться прогресса не удается, членство в совете приостанавливается.
«Не исключаю, что в ближайшее время может быть инициирована чрезвычайная трехсторонняя процедура или начат мониторинг. Мы к этому готовы», — прокомментировал возможный запуск процедуры исключения России зампред Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Петр Толстой.
Кого-то когда-нибудь исключали?
За всю свою историю Совет Европы ни разу не исключал никого из своего состава. Лишь одна страна выходила из него по собственной инициативе — Греция в 1969 году. И та затем вернулась.
Шансы, что Россия будет исключена из Совета Европы не по собственной инициативе, практически равны нулю, уверено подавляющее большинство опрошенных СМИ юристов и дипломатов (1, 2, 3). «Обычно страна, не исполняющая определенные решения суда, прикрывается тем, что другие решения она все-таки исполняет, а в случае исключения все ее граждане потеряют возможность обращаться в ЕСПЧ», — сказал DW источник в европейских дипломатических кругах.
Исключают за «злостные нарушения». Россия — злостный нарушитель?
По итогам 2020 года Россия стала абсолютным лидером по количеству нарушений Конвенции о правах человека — 185 нарушений. На втором месте находится Турция с 97 нарушениями, на третьем и четвертом — Украина (86) и Румыния (82). С момента вступления в Совет Европы Россия не выполнила больше половины решений ЕСПЧ: 1822 из 3002. При этом страна остается лидером по количеству обращения в Европейский суд — рассмотрения ожидают 13 800 дел, это почти четверть всех обращений. У Турции, занимающей вторую строчку, 11 150, затем идет Украина с 10 250 заявлениями.
Что ждет россиян без Совета Европы?
В случае выхода из Совета Европы Россия автоматически денонсирует Европейскую конвенцию по правам человека. Формально все права и свободы конвенции прописаны и в российских законах. Но после денонсации россияне лишатся возможности обращаться в ЕСПЧ, и решения российских судов станут окончательными. Другое последствие, которое обсуждается в свете возможного выхода из совета, — возможная отмена моратория на смертную казнь. Россия обязана была отказаться от нее вовсе, но не сделала этого, ограничившись лишь мораторием, который действует и продлевается с 1997 года. Совет Европы регулярно предлагает России отказаться от высшей меры наказания полностью, но этого не происходит.