«Человек, бесконечно далекий от экстремизма». Кто такая Женя Беркович, которую обвиняют в оправдании терроризма из-за спектакля

05/05/2023 - 08:54 (по МСК)

Утром 4 мая силовики в Петербурге пришли с обыском к 88-летней бабушке театральной режиссерки Жени Беркович — автора спектакля о девушках, которые уезжают в Сирию за женихами и принимают ислам. Вскоре в Москве задержали и саму Беркович, а вслед за ней — автора пьесы, по которой поставлен спектакль, Светлану Петрийчук. Обеих отвезли на допрос в Следственный комитет, а к вечеру предъявили им обвинение в оправдании терроризма.

Об обыске у писательницы Нины Катерли, 88-летней бабушки Беркович, сообщила ее дочь и мать Жени Беркович, филолог и активистка Елена Эфрос. «К нам домой пришли с обыском. На Женю заведено уголовное дело из-за „Финиста“. „Оправдание терроризма“», — написала Эфрос.

Поводом для дела, по словам Елены Эфрос, стал спектакль «Финист Ясный Сокол», поставленный Женей Беркович вместе с созданным ею же независимым театральным проектом «Дочери Сосо».

«Финист Ясный Сокол»

Премьера спектакля «Финист Ясный Сокол» прошла в декабре 2020 года. На сайте независимого театра «Дочери Сосо» говорится, что это постановка «о женщинах, решивших виртуально выйти замуж за представителей радикального ислама и уехать к ним в Сирию». Автор пьесы — драматург Светлана Петрийчук.

«Ткань этой постановки состоит из лоскутного одеяла и еще одного лоскутного одеяла», — рассказывала Беркович о спектакле в программе Михаила Козырева на Дожде. По ее словам, пьеса получилась практически документальной — она основана на протоколах допросов и приговорах реальных женщин, уехавших в Сирию, которые, по словам Беркович, можно найти в открытом доступе.

Одной из самых известных подобных историй стало дело студентки МГУ Варвары Карауловой. В 2015 году Караулова познакомилась в интернете с молодым человеком, и влюбившись в него, решила принять ислам и уехать к нему в Сирию. Ее задержали в Турции и депортировали в Россию, где обвинили в «приготовлении к участию в деятельности террористической организации „Исламское государство“». В 2016 году Караулову приговорили к 4,5 года колонии. Оттуда она вышла в 2019 году по условно-досрочному освобождению.

«Есть довольно много форумов для женщин, которые собираются принять ислам или уже приняли, где [есть] все — от того, как правильно носить хиджаб до того, как печь халяльный торт. Вот из этого Света [Петрийчук] составила пьесу, переосмыслив ее как русскую сказку», — говорит Беркович про свою постановку. 

Спектакль «Финист Ясный Сокол». Фото: Женя Беркович / Instagram

До того, как стать поводом для обвинения в оправдании терроризма, спектакль шел более двух лет.

«Мы говорим, что это какое-то оправдание терроризма — но там даже нет мужского мира. Это спектакль, сделанный женщинами о женщинах», — отмечает театральный критик Марина Давыдова. 

По ее словам, главная мысль спектакля в том, что женщины, живущие в мире российского патриархата, «грезят о каком-то другом волшебном мире» и пытаются обрести его в мире ислама, «который оказывается еще более жестким, более репрессивным, более патриархальным». «Но для них в нем видится какое-то обаяние. Этой повестки террористической вообще внутри спектакля нет», — говорит Давыдова.

«Я даже не могу сказать, что это антитеррористический спектакль, хотя это было бы более справедливое утверждение — он просто про другое», — добавляет она.

В мае 2021 года на сайте «Национального освободительного движения» (НОД) появился донос, написанный двумя зрительницами спектакля, С. Щенниковой и В. Туник. В отзыве говорится, что боевики «Исламского государства» показаны в спектакле как положительные герои, а в постановке оправдывается терроризм и экстремизм. «На подмостках российских театров западно-ориентированными режиссерами ставятся антироссийские спектакли, а политически безграмотный зритель съедает это зрелищное блюдо, не разбираясь о цели его изготовления», — пишут зрительницы в предисловии к отзыву.

В декабре 2022 года спектакль «Финист Ясный Сокол» был представлен на театральную премию «Золотая маска» и выиграл ее в двух номинациях: «Лучшая работа художника по костюмам» и «Лучшая работа драматурга». Автор костюмов в спектакле Ксения Сорокина передала свою премию арестованной по обвинению в «фейках» об армии петербургской художнице Александре Скочиленко.

Дети «с непростыми диагнозами»

Кроме театральной деятельности, Беркович также известна как автор стихотворений — в том числе, антивоенных. В мае 2022 года она написала стихотворение про воевавшего деда, неоднократно цитировавшееся пользователями в соцсетях. Позже его прочитал актер Анатолий Белый в проекте Дождя «Уроки русского».

24 февраля 2022 года, в день российского вторжения в Украину, Беркович вышла с одиночным пикетом. Ее задержали и арестовали на 11 суток. 

Помимо этого, Беркович много занимается благотворительностью. До войны она несколько лет делала театральный проект для детей из приемных семей и детских домов, а начиная с апреля 2023 года ставит спектакль вместе с глухими и слабослышащими детьми в московском культурном пространстве ГЭС-2.

Театральный критик Марина Давыдова называет Беркович человеком, бесконечно далеким от любого экстремизма. «Она всегда выбирала такую точку зрения, в которой главным оказывался человек, конкретная личность», — говорит Давыдова. 

Около трех лет назад Беркович взяла из приюта, куда она ездила со своей театральной лабораторией, двух взрослых девочек — 14 и 16 лет — «с непростыми диагнозами». Как рассказывала сама режиссерка, подростков она взяла временно — предыдущая приемная мама, забравшая их незадолго до этого, тяжело заболела и им нужен был временный опекун, чтобы не попасть обратно. «Но довольно быстро стало понятно, что это навсегда», — говорит Беркович.

По ее словам, об опыте, с которым к ней попали девочки, которые почти всю жизнь провели в приюте, «можно писать учебник». Рассказывая о том, как изменилась ее жизнь, Беркович говорила, что стала внимательнее следить за собой, чтобы с ней ничего не случилось, потому что опекун не имеет права передать приемных детей даже бабушке.

«Я чуть внимательнее стала относиться к своему здоровью, потому что если я попаду в больницу, это значит, что они попадут в приют. По закону я даже на ночь не могу никуда деться. Я представляю, какой это для них будет ужас [если они снова отправятся обратно]», — рассказывала она.

После начала войны Беркович рассказала, что официально удочерила девочек. «Когда в феврале я [после выхода на пикет] оказалась в спецприемнике, мне хватило этих 11 суток, чтобы охренеть от ужаса и понять: я хочу, чтобы эти дети были моими», — говорила она. Сейчас одна из девочек уже совершеннолетняя, но второй приемной дочери Беркович еще нет 18 лет.  

Оправдание терроризма

4 мая поздно вечером Жене Беркович и Светлане Петрийчук, которые провели весь день в Следственном комитете, предъявили обвинение. В материалах, как рассказала адвокат Беркович Юлия Кузнецова, есть «некое заключение специалистов», которые сделали вывод, что в тексте пьесы «Финист Ясный Сокол» имеются признаки оправдания терроризма. Само дело, по словам Кузнецовой, было возбуждено на основании материалов проверки, но с ними ознакомиться защитнице не дали.

Директора театра «Дочери Сосо» Александра Андриевича, которого также отвезли на допрос в СК, отпустили домой в статусе свидетеля, сообщил «ОВД-Инфо» со ссылкой на его адвоката Алана Качмазова.

Меру пресечения Беркович и Петрийчук выберут 5 мая в Замоскворецком суде Москвы. Обе категорически не признают своей вины в оправдании терроризма.

Уголовное дело в отношении Беркович стало первым делом, возбужденным из-за спектакля — в отличие от, например, процесса Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии», формальным поводом для которого было обвинение в мошенничестве. Театральный критик Марина Давыдова, рассуждая о том, почему именно Беркович вызвала интерес правоохранителей, отмечает, что за прошедший год театральная среда подверглась беспрецедентному преследованию.

«Тот урон, который был нанесен за минувший год театральному сообществу, мало с чем сопоставим. Театральная сфера настолько обескровлена — такое ощущение, что кто-то целенаправленно занимается именно театром», — говорит Давыдова.

Фото на превью: Женя Беркович / Instagram

Также по теме