Добрый вечер! Мы начинаем очередную программу «Мовчан», и в студии я, Андрей Мовчан, что, в общем, неудивительно. И со мной один из авторов многочисленных журналистских расследований в организации журналистов OCCRP Олеся Шмагун.
Поговорить мы хотим как раз о журналистских расследованиях. Расследований этих становится все больше, журналисты все более и более заслуженно называются четвертой властью, а кто-то все чаще и чаще вспоминает про то, что журнализм называется и второй древнейшей профессией одновременно.
Мнения разные, иногда эти мнения просто противоположные, особенно в отношении последнего опубликованного расследования, разговоров о котором было уже очень много, расследования про прачечную, да? Правильно так ее называть.
Можно так назвать. На самом деле мы называем это «ландромат», калькой с английского.
Олеся, расскажите два слова, почему, как, как вы попали в этот круг расследователей, как вы делаете расследования, как делалось это расследование?
Я работаю в организации, которая называется Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP. Это такой консорциум, объединение журналистов из разных стран, в основном из Восточной Европы. В последнее время все чаще мы привлекаем к нашим расследованиям журналистов из Западной Европы, и они уже не часть OCCRP, они работают в своих редакциях. Это The Guardian, Süddeutsche Zeitung и другие издания, которые, в общем, известны качественной журналистикой.
Я хотела бы маленький комментарий сделать. Вы сказали, что расследований становится все больше. Мне кажется, что на самом деле это не так, что с расследованиями в России все очень плохо. Их делать очень сложно, мы встречаем большое сопротивление, но немногие продолжают, и мы среди них.