Война Путина. Правда ли Запад «переписывает историю» и снижает значение СССР в победе над фашизмом

11/05/2021 - 19:43 (по МСК) Екатерина Котрикадзе

В Государственной думе предложили законодательно запретить отождествление роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне. Авторы законопроекта говорят, что разработали его после поручения президента России Владимира Путина. В своей авторской колонке Екатерина Котрикадзе рассуждает, действительно ли США и Европа последовательно вычеркивают из памяти человечества роль Красной Армии во Второй Мировой войне и какой эту войну знают в России и остальном мире. 

«Сегодня мы видим сборища недобитых карателей, их последователей, попытки переписать историю, оправдать предателей и преступников, на руках которых кровь сотен тысяч мирных людей», — сказал президент России Владимир Путин на параде Победы на Красной площади в Москве. 

Переписать историю, забыть подвиг советского народа, стереть из памяти великую жертву, принесенную Советским Союзом, убедить мир в том, что от нацизма человечество спасли американцы — это краткий пересказ мысли, которая в последние годы стала у нас общим местом. Представители российской власти возвращаются к ней как в годовщину победы в Великой Отечественной, так и в любой непонятной ситуации.

Практически вся антизападная идеология нынешнего руководства строится на тезисе о том, что в США и Европе последовательно вычеркивают из памяти человечества роль Красной Армии во Второй Мировой. А тему преступлений Сталина и его ответственности перед странами Балтии, например, коварно культивируют. Таким образом воинствующие русофобы подвергают сомнению присутствие Москвы в совете безопасности ООН, таким образом конструируют свою исключительность и навязывают остальным свою идеологию. Но, разумеется, президент, правительство и законодатели (они же народные избранники) не позволят врагам одержать победу в новой битве  фактически продолжении той, старой. Для этого будут приняты новые законы читай, запреты.

Воевать так воевать. 5 мая в Госдуму был внесен законопроект о запрете публично приравнивать роли СССР и Германии во Второй мировой войне.

«Запрещается в публичном выступлении, в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть интернет, отождествление целей, решений и действий руководства СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, а также отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы», сказано в законопроекте. 

Проект закона подготовлен по указанию Владимира Путина, конечно же. Тут не совсем ясно, зачем еще что-то запрещать, если все уже запрещено? В 2014 году стараниями госпожи Яровой в российском УК появилась статья «Реабилитация нацизма». Там в частности говорится о распространении заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны. Ответственность за нарушение особенно если ты СМИ более чем значительная: штрафы до полумиллиона рублей или даже заключение под стражу сроком до пяти лет. Видимо, тема Великой Победы и попыток врагов ее у нас забрать настолько актуальна, что пришлось поискать дополнительные формулировки и составить новый документ. Актуальна она прежде всего для президента Путина, который даже статью написал: поработал с архивами и опубликовал в 2020 году в американском издании National Interest:

«Глумление, издевательство над памятью — это подлость. Подлость бывает намеренной, лицемерной, вполне осознанной, когда в заявлениях по поводу 75-летия окончания Второй мировой войны перечисляются все участники антигитлеровской коалиции, кроме СССР».

Больше всего российское руководство раздражают напоминания Запада о «пакте Молотова-Риббентропа» и о том, что Вторая мировая началась не в 1941 году, а в 1939, и первые два года Сталин с Гитлером сотрудничал.

В сентябре 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», в которой почтил жертв сталинизма, нацизма и других тоталитарных и авторитарных режимов. Путин назвал текст полным бредом:

«Европарламент принял резолюцию, которая фактически ставит на одну доску и гитлеровскую Германию, и Советский Союз. ⟨...⟩ Это, конечно, полный бред».

В 2020 году Белый дом опубликовал в Instagram поздравления с победой — в адрес Великобритании и в свой собственный. Вышло, что фашизм пал благодаря двум странам, а СССР там как бы и не было. Этот эпизод тоже вызвал в Москве, мягко говоря, негодование и стал для российских властей очередным доказательством того самого переписывания истории.

Мы решили разобраться, что на самом деле думают о Победе на Западе. И пообщались с людьми, которым доверяем, людьми с репутацией и бесспорными знаниями о ситуации в тех странах, где они живут.

«25 процентов американцев не знают, в каком месяце какого года случилось открытие второго фронта во Франции, а меньше половины знают, кто был нашим президентом», — рассказал Дождю профессор Университета Джорджа Вашингтона Ричард Робин.

«История — это вообще не очень популярный предмет в Израиле», — сообщил депутат Кнессета от партии «Израиль наш дом» Евгений Сова.

Начнем с того, что судя по всему, далеко не везде дети живо интересуются историей. Точнее так: далеко не везде власти делают достаточно для привлечения внимания школьников и студентов к событиям прошлого. У всех найдутся объяснения, конечно. В США, к примеру, скажут, что в век поисковика Google совершенно не обязательно зубрить даты и имена.

«Я спрашиваю: когда началась Вторая мировая война? Не знают. Или кто такой был Гагарин? Они подозревать, что это космонавт. Первый космонавт? Ну, может быть. А в каком году? Может быть, в 70-х. Я думаю, что это можно приписать к следующему феномену, что за последние 50 лет мы перешли в нашей философии образованию от знания фактов к знанию трендов. А кто, что сделал и когда именно — это не так уж важно, всегда можно посмотреть в Википедии. Я против, но он имеет место быть», — добавил Ричард Робин.

Проблема еще и в том, что в Соединенных Штатах фактически нет единых стандартов образования — у каждого штата они свои. Отсюда — хаос в системе и умах некоторых юных американцев. В Европе система работает иначе. Сергей Гуриев, профессор парижской Школы политических наук, по нашей просьбе спросил у своих детей — что и как изучается во французской школе.

«На карте Парижа есть станция метро „Сталинград“. Если я спрошу своего сына, что он знает про Вторую мировую войну, и про то, насколько роль там Советского союза освещается, он скажет, что Сталинградская битва — это решающий момент во Второй мировой войне. И в целом, из того, что я обсуждаю со своими детьми, я вижу, что вполне объективная оценка», — рассказал Гуриев. 

Объективная оценка — это когда знают и помнят не только о великом — без всяких сомнений — подвиге красноармейцев и советского народа в целом. Но и о той политике, которую вел Иосиф Сталин — тиран и убийца, чья роль в истории непостижимым для меня образом до сих пор остается предметом спора в российском обществе. Когда изучают и курс СССР, взятый уже после Великой отечественной в отношении стран, объявленных Москвой сферой ее влияния.

«Вся Восточная Европа помнит и 1956 год в Будапеште, и 1968 в Праге, и, конечно, 1940 год в Финляндии и Прибалтике. Польша, конечно, — страна, которая очень боится того, что Россия будет пересматривать границы и дальше. У меня сын никогда не учился в российской школе, а дочь училась два года в российской школе, потом начала учиться во французской. Для нее важным открытием было то, что война началась в Европе в 1939 году, потому что в России говорят о Великой отечественной, которая началась в 1941 году, а во всем остальном мире, включая коллективный Запад, говорят о том, что Вторая мировая война началась в 1939. И два года Советский Союз был союзником Гитлера. В российском твиттере интеллектуал Виталий Третьяков написал, что Россию окружают бывшие сообщники Германии по Второй мировой. И он расставил флажки по всей Европе, и там есть флажок на Великобритании. Не нужно забывать, что Великобритания боролась с фашизмом еще тогда, когда Сталин был союзником Гитлера. И это здесь тоже конечно помнят», — сказал Сергей Гуриев.

А вот для Израиля Красная Армия и Советский Союз в целом — это, конечно, прежде всего освободители. Люди, которые пришли в нацистские лагеря смерти и спасли узников. И пусть не все в еврейском государстве знают, например, о блокаде Ленинграда, но зато 9 мая в стране — государственный праздник.

«Наша роль, именно русскоязычных евреев, донести, что же было там — не только на территории бывшего Советского союза, с точки зрения Холокоста, потому что он (Холокост) долгое время замалчивался на территории СССР, но и тот вклад, который внесли в победу Красная армия, в которой воевало 500 тысяч евреев. И вот где-то с конца 90-х, когда уже в Израиле появились немало ветеранских организаций, когда здесь появились памятники, порядка 60 памятников есть на территории Израиля, посвященных Красной армии и воинам антигитлеровской коалиции, здесь уже стали говорить не только о том, насколько важно чтить ветеранов, бывших советских граждан и евреев, которые приехали в Израиль, а важно понимать, что это часть глобальной еврейской истории. В Израиле сегодня говорят очень простую вещь и это то, чему здесь учат детей, что были страны антигитлеровской коалиции, безусловно важнейший вклад в победу внесла Красная армия, но без американской помощи, без помощи британцев, французов это бы тоже было сделать сложно», — рассказал Евгений Сова.

Вообще есть один важный и по большому счету неизбежный фактор в составлении курса истории в любой стране: каждое государство считает нужным рассказывать детям скорее о себе, а уж потом о других.

«В США своя национальная история, у них свои акценты на определенные события и их значимость. Точно так же, как в России свои», — сообщил учитель истории Европейской Гимназии Тагир Зайнуллин

Тагир Зайнуллин преподает историю в Европейской Гимназии в Москве. Читает международный курс и старается сделать так, чтобы дети видели картину целиком.

«Мы больше говорим не конкретно про каждую страну, например, а какие были причины войны, какие у этого есть интерпретации и, что важнее, какие политические , идеологические и экономические причины или как война изменила статус и роль женщин в обществе в XX веке, и так далее. Естественно, курс и ход войны мы тоже проходим, и у нас учебники в основном британские, и здесь есть определенное количество контента, который связан с Советским союзом. Вот абзац про Сталинградскую битву например», — рассказал Тагир Зайнуллин

Но если быть совсем честными, нельзя отрицать, что политика современной России влияет (если не сказать определяет) образ страны за ее пределами. Факт в том, что сегодня от коалиции, когда-то одержавшей великую победу, не осталось и следа. Когда речь заходит о России, то на Западе вспоминают о присоединении Крыма и попытке убийства главного оппозиционера страны — в обоих случаях видят очевидное нарушение международного права. А великая победа — это история.

«Не существует заговора, чтобы принизить роль советского народа в войне. Но какие-то страны условно более популярны в культуре и люди про них знают чуть больше. Какие-то менее. И это скорее проблема того, как Россия культурно, экономически, социально развивается сейчас», — добавил Зайнуллин

Фото на превью: пресс-служба Кремля

Другие выпуски