Самый влиятельный философ в мире о памятниках Сталину, инцесте в «Игре престолов» и бессмысленности жизни без благотворительности

Интервью Михаила Зыгаря с Питером Сингером
31 мая 2019 Михаил Зыгарь
33 962

Питер Сингер считается самым влиятельным философом в мире. Но при этом за радикальные идеи его сравнивали с Борманом и даже называли новым доктором Менгеле. В 1975 году он написал книгу «Освобождение животных», с которой началась мировая борьба за права животных. В 90-е Сингер поразил мир своими идеями о необходимости эвтаназии и ассистированной смерти, допустимости каннибализма, инцеста и убийства новорожденных по желанию родителей в том случае, если у них есть уверенность, что он не сможет жить без страданий. После этих публикаций он стал самым ненавистным мыслителем в мире. Однако за последние десять лет Сингер полностью изменил свой имидж. В своей книге «Жизнь, которую вы можете спасти» он называет преступниками людей, которые не занимаются благотворительностью. В большом интервью Михаилу Зыгарю Сингер подробно объясняет свои идеи.

Спасибо, что приехали. Многие россияне сейчас читают ваши книги. И может показаться, что вы очень сильно изменились. Вы начинали в 1975 г., когда написали «Освобождение животных», и с тех пор вы прошли очень длинный путь. Может быть, вам так не кажется, но вот как это выглядит со стороны. Сначала вы доказывали, что животные тоже могут страдать, и что люди должны обращаться с ними по-другому. Затем, Вы начали писать о смерти и эвтаназии. Некоторые из Ваших идей оказались довольно провокационными, такие как возможность детоубийства, если речь идет о неизлечимо больных младенцах. Но сейчас Вы концентрируетесь на несколько иной теме. Вы пытаетесь спасать человеческие жизни, именно человеческие не животных. Вы продвигаете идею эффективного альтруизма. Считаете ли Вы, что с Вами произошла трансформация? Вы стали  лучше относиться  к людям за прошедшие 40 лет?

Нет, не думаю. Я думаю, одной из моих самых ранних публикаций была статья под названием «Голод, богатство и мораль», в которой поднимались вопросы глобальной бедности и мер, которые необходимо принять, чтобы люди перестали страдать от голода или аналогичных кризисов. Это было в начале 1970-х, приблизительно в то же самое время, когда я написал «Освобождение животных». Но тогда я действительно больше внимания уделял проблемам животных, не потому что я не считал проблемы человечества неважными, но потому что мне представлялось, что о проблемах человека говорит уже достаточно других людей, а про животных не говорил никто в серьезной этической позиции. Я про то, что есть масса организаций защитников животных, которые показывают вам милые картинки с котятами и щенками и призывают помочь животным, но нет философов, которые бы реально обсуждали моральный статус животных. Обосновано ли то, что мы выращиваем животных себе на корм, что мы применяем к ним интенсивные методы сельского хозяйства и так далее. Поэтому я решил, что моя задача на тот момент заключается именно в этом. Но через несколько лет я не стал повторяться – я выразил свою точку зрения в статье «Освобождении животных» и с тех пор добавил к своей позиции несколько моментов. Но, с другой стороны, для меня также представлял большой интерес вопрос о том, что мы должны сделать, чтобы помочь людям, живущим в крайней бедности. Я чувствовал, пришло время написать об этом книгу, потому что я осознал больший интерес к данному вопросу и большие возможности, имеющиеся у нас, чтобы понять, какие из наших мер работают, а какие нет.

Вы говорите об эффективном альтруизме. Как вы определяете, что эффективно, а что нет,

Эффективный альтруизм заключается в том, чтобы у нас появилось понимание, какие ценности мы получаем за счет наших пожертвований. Это очень похоже на ситуацию, когда вы хотите купить, например, новый ноутбук, вероятно, вы предварительно изучите вопрос о том, какие ноутбуки лучше, а какой является оптимальным соотношением качества и цены, которую вы готовы заплатить. Но когда речь заходит о благотворительности, мало кто так подходит к вопросу. Люди действуют под воздействием эмоций, они идут от сердца, возможно, они видели картинку в этой организации, где изображен нуждающийся ребенок и они считают, что нужно сделать пожертвование, чтобы помочь ему. Они не задают вопрос, действительно ли эта организация изменит положение этого ребенка к лучшему. На что именно пойдет их пожертвование? А эффективные альтруисты скажут, что они хотят это знать. Они тоже идут от сердца, они хотят помочь людям, но они заинтересованы в том, куда именно будет направлено их пожертвование, они хотят быть уверены, что они получают блага от тех денег, которые направили на благотворительность.

Чтобы посмотреть полную версию, выберите вариант подписки

Вы уже подписчик? Войти

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю