О новых отношениях между головой Путина и его хвостом

15/02/2013 - 22:29 (по МСК) Михаил Фишман
Михаил Фишман о законах, которые придется писать, принимать и, не дай Бог, исполнять чиновникам.
Рыба гниет с головы. То есть это мертвая рыба гниет с головы. А живая рыба плывет головой вперед и в полной гармонии со своим хвостом. Тем более, если это акула государственного капитализма, а не карп из аквариума в гастрономе.

Пока у Владимира Путина все было в порядке, чиновники тоже нерестились. У них было все: кресла, мигалки, закупки, плавники, пиджаки, командировки, откаты, своя акватория во Флориде и уверенность в завтрашнем дне. В бюрократическом океане разница между отставкой и перемещением вбок по службе стерлась почти мгновенно.

Считалось, что у российских чиновников куча полномочий и почти никаких обязанностей. Считалось, что бюрократия – это такая привилегированная каста, которой, собственно, и принадлежит власть в России. Считалось, что у головы с хвостом совпадает повестка дня.

Так и сейчас принято думать, но у рыбы и ее головы другое мнение. Для рыбы это вопрос скорости – ведь она уже не такая быстрая и уверенная, да и волна накатывает все шире. Тогда голова сама себе задает вопрос: как там хвост? Что там у него в голове? Можно ли в трудную минуту на него положиться?

Начали с мелочей: например, не только заставили всех депутатов голосовать, но всем косяком записали в авторы агрессивных законов. Это был первый пример спущенной сверху круговой поруки. И вот теперь запрет на владение счетами заграницей: то есть владеть виллой на Лазурном берегу все-таки можно, а как заплатить на ней за воду для аквариума, то есть для бассейна, непонятно.

У Владимира Путина сложности: митинги в Москве, рейтинг падает и ощущение такое, что везде враги. Да и не бывает таких рыб, у которых с головой проблемы, а хвост в порядке. Поэтому депутатам и чиновникам сделано предложение, от которого нельзя отказаться. Специалисты называют это «согласованием интересов между особями в одной группе».

Да, можно оформить счет на Западе через фонд или траст, но ведь уютнее от этого не становится. Тем более, что в голове у хвоста само собой растет понимание, что это только начало широкой государственной программы по воспитанию у чиновников любви к морю, то есть к дорогой Родине.

Начали со счетов – значит, потом доберутся до особняков, а затем и до детей, которые учатся заграницей. Значит,  мигалки, кресла и дорогие плавники – это не привилегии, а крючок на леске: если надел пиджак, то лучше уже не снимать, а то мало ли что там найдут в карманах. Подсекут и прищемят хвост.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски