«Для меня это оскорбительно»: как началось второе дело против полковника Захарченко

30/03/2021 - 22:40 (по МСК) Валерия Ратникова

Бывший полковник полиции Дмитрий Захарченко снова на скамье подсудимых, против него начали рассматривать уже второе уголовное дело. После задержания в 2016 году у Захарченко было изъято порядка 8-9 миллиардов рублей наличными. Он служил в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции.

Прозвище «полковник-миллиардер» Захарченко получил еще после ареста в 2016 году. Очень скоро по СМИ разошлись кадры с огромными сумками, набитыми деньгами в разной валюте, якобы найденными во время обыска у Захарченко и его родственников. Тогда же писали о 13 квартирах, 14 машиноместах и даже слитке золота, которые так или иначе принадлежали Захарченко. И миллиарды, и недвижимость изъяли в бюджет государства. Но интересно, что в итоге ни в первом, ни во втором уголовном деле найденные тогда деньги не фигурируют. Правоохранители не выяснили, как именно они связаны с Захарченко, а защита говорила, что биологических следов полковника на купюрах не нашли.

Свои 12,5 лет колонии строгого режима в 2019 году Захарченко получил за совсем другие суммы. В итоге его признали виновным в том, что он получил за так называемое общее покровительство по службе 50%-ю скидочную карту от бизнесмена Мехди Дусса и сэкономил в сети его ресторанов 3 миллиона рублей. А вот по делу о взятке в несколько десятков миллионов рублей тому же Дуссу Захарченко оправдали.

Что же за новое дело против Захарченко? Из-за него за последний год бывшему полковнику приходилось несколько раз из мордовской колонии переезжать в СИЗО, чтобы ознакомиться с почти 60-ю томами материалов дела. И наконец оказаться в Пресненском суде. Причем не одному, а с тремя подельниками. Еще трое фигурантов находятся в розыске. 

В новом деле Захарченко вменяется две уголовные статьи — дача взятки в крупном и особо крупном размере, до 12 и до 15 лет колонии соответственно. Сегодня прокуроры зачитали обвинительное заключение, из него было непросто понять коррупционную схему, которую, как они утверждают, организовал Захарченко.

Если говорить кратко — якобы бывший полковник получал взятки от предпринимателей, которые сейчас в розыске, на протяжении почти 9 лет. Предприниматели занимались незаконной банковской деятельностью, использовали фирмы-однодневки, в том числе чтобы обналичивать деньги. А Захарченко им якобы помогал избегать проверок. Причем банкиры, по версии следствия, создали некую электронную площадку с виртуальными счетами, в том числе Захарченко, и оттуда он якобы забирал деньги. То есть как бы сделали отдельную платежную систему для своих нужд за пределами легального поля. И вот таким способом бывший полковник, как считает обвинение, получил более 1 миллиарда 400 тысяч рублей.

В итоге вместе с Захарченко за решеткой сейчас один из предпринимателей, якобы дававших взятки — Валерий Маркелов, и еще те, кто помогали Захарченко эти взятки получать — Виктор Белевцов и Василий Критинин. Трое так называемых подельников Захарченко скрывали свои лица за кепками и масками, а вот бывший полковник был открыт и произнес длинную речь по поводу обвинения. Вину не признал и особенно оскорбился прозвищами, которые, по мнению обвинителей, были у него в клиентской базе тех самых виртуальных счетов для получения взяток. Одно из них — «Захар Хитрый».

В деле есть и второй эпизод — якобы директор частной компании «Газпром автоматизация» Авшолум Юнаев оплатил Захарченко отдых в сочинских гостиницах более чем на 800 тысяч рублей в обмен на «общее покровительство по службе», как выражается обвинение. Эти обвинения Захарченко тоже отрицает — говорит, что за отдых деньги вернул. 

С бывшего полковника еще недавно сняли статус склонного к побегу. Мы помним, что это такое, по делу Алексея Навального. Он требует множество раз в день отчитываться перед администрацией колонии, делать такой доклад о себе, из-за этого Захарченко не мог получить работу в мордовской колонии, жаловался на это. А недавно, в феврале, у него были проблемы со здоровьем, он перенес операцию. Однако настрой у бывшего полковника боевой, так что этот процесс, вероятно, будет длиться как минимум несколько месяцев.

Фото: Пресс-служба Пресненского районного суда Москвы.

Другие выпуски