За дешевыми авиабилетами москвичей отправят в Калугу

10/01/2013 - 22:13 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

В Московском регионе может появиться еще один, уже четвертый аэропорт. Авиакомпания UTair получила разрешение на работу в аэропорте Ермолино, на севере Калужской области, рядом с границей Подмосковья. По задумке, в Ермолино должен заработать низкобюджетный авиаперевозчик, который и намерена создать UTair.

А в дальнейшем именно Ермолино станет базой для всех лоукостеров – в том числе европейских, привлечением которых в последнее время так озаботились российские власти. Шансы UTair создать конкурента Шереметьево, Домодедово и Внуково оценил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Разрешение на работу в «Ермолино» получено, однако пока в UTair не готовы подробно рассказывать о планах создания своего лоукостера. Зато о планах развития аэропорта «Ермолино» с удовольствием рассказывают в правительстве Калужской области. В этом году там должны начаться строительные работы, а уже в конце будущего года – вылетать первые рейсы. Сейчас аэродром используют по служебным обязанностям МВД и Минобороны. Судя по тому, как сегодня выглядит аэровокзал «Ермолино», работы предстоит много. Но построить придется не только терминал, но и многое другое, рассказали ДОЖДЮ в «Росавиации».

Сергей Извольский, советник главы Росавиации: Я думаю, чтобы аэропорт «Ермолино», находящийся в Калужской области, смог обслуживать гражданские воздушные суда, там должно быть заменено светосигнальное оборудование, радиотехническое оборудование. Должен быть построен аэровокзальный комплекс. В том случае, если аэропорт будет обслуживать международные рейсы, должны быть созданы все условия для работы таможенных служб, пограничных служб, а также создана авиационная служба безопасности. Структура аэродрома должны быть доведена до тех требований, которые предъявляются гражданским самолетам. Все зависит от того, как будут работать инвесторы, как быстро сможет компания UTair найти инвестора, который будет вкладываться в развитие инфраструктуры «Ермолино».

Источник РБК Daily утверждает, что «Ермолино» должно будет обслуживать до 8 млн пассажиров в год. Если так, то он станет четвертым аэропортом в России сразу после московской тройки и питерского «Пулково». Что касается необходимых вложений, то инвестиции в аэропорт с пассажиропотоком в 1 млн человек в год, по оценкам экспертов, составляют грубо 1,5 млрд рублей. Таким образом, на «Ермолино» понадобится почти полмиллиарда долларов в год. Для UTair такая задача посильна.

Олег Пантелеев, глава агентства Авиапорт: Я считаю, UTair это вполне под силу. У компании есть возможность закупить нужное количество самолетов, сформировать современный однотипный парк. У компании есть потенциал для роста. Более того, перевозчик очень агрессивно проводит экспансию на рынке российских линий, на международных линиях тоже, так что ему такая инициатива вполне по силам.

Но главный вопрос вызывает не будущая стройка, а то, как добраться будущим пассажирам до терминала. От Москвы до «Ермолино» 120 километров. Это направление Киевского шоссе. По идее до него можно продлить ветку «Аэроэкспресса» от «Внуково», но пока в компании об этом говорить не готовы. В целом же по мировой практике – аэропорт для лоукостеров на достаточном удалении от города – это вполне реально. Вот, например, парижский аэропорт «Бовэ». До французской столицы 85 километров. Здесь работают три лоукостера в компании с Молдавскими авиалиниями. Ближайшая железнодорожная станция в четырех километрах от терминала, альтернатива – автобусы и такси. «Бовэ» обслуживает около 3 млн пассажиров, что сравнимо с аэропортом Екатеринбурга. Или лондонский Стэнстэд, который также специализируется на лоукостерах. До Лондона – 48 километров. Здесь есть электричка и автобусы до города. Пассажиропоток – 23 млн человек. Это больше, чем в Шереметьево! Ну, и, наконец, Фракфурт Хан. До Франкфурта, как и в случае «Ермолино», те самые 120 километров. Железной дороги здесь нет вовсе! Но это совершенно не мешает этому аэропорту обслуживать почти 4 млн пассажиров.

Возвращаясь в Москву, следует отметить, что, конечно, не только Калужская область хотела бы заполучить себе такой лакомый кусок, как новый столичный аэропорт для лоукостеров. Так или иначе, желание запустить такой проект на своей территории высказывали власти всех соседних с Москвой регионов. Впрочем, до конкретных предложений речь дошла только в Ярославле, Владимире и Туле. Недавно был представлен проект развития ярославского аэропорта «Туношна» для базирования там дискаунтеров. До Москвы 250 километров не самого удобного ярославского шоссе – все-таки далековато. Так что это скорее будет интересно для местных пассажиров, а не московских. В общем, примерно аналогичная история с проектами аэропорта «Добрынинское» неподалеку от Владимира и «Ефремовым» в Тульской области. В лучшем случае, они станут резервными аэропортами вместо нынешнего Нижнего Новгорода. Но у «Ермолино», конечно, есть еще одно большое преимущество перед конкурентами из соседних областей. Он находится на Юго-Западном направлении от Москвы. Именно сюда столица по плану будет расширяться.

Завершая тему, нельзя не вспомнить про финский аэропорт Лааперанта. Несмотря на то, что он находится более чем в 200 километрах от Санкт–Петербурга, фактически он уже стал вторым аэропортом северной столицы. Когда есть возможность улететь в Европу за 20 евро, даже 3-4 часа в маршрутке через границу перестают быть препятствием.

Другие выпуски