Взгляни в глаза войны. Что покажут на выставке, посвященной юбилею Первой мировой

25/08/2014 - 15:52 (по МСК) Карина Орлова

В Новом Манеже на днях открывается выставка «Взгляни в глаза войны»,  посвященная 100 летнему юбилею Первой мировой войны.

В экспозиции представлены различные документы того времени, к примеру, переписка Николая II с европейскими монархами и командующими армиями, дневники императора и цесаревича Алексея, а также многое другое. Обо всем подробнее знали у Зельфиры Трегуловой, директора государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.

Орлова: Вы, я так понимаю, относитесь к категории музейщиков, которые готовили эту выставку, да?

Трегулова: Вы знаете, наша организация занимается созданием крупных, масштабных выставочных проектов, которые показываются и в России, и за рубежом. И здесь мы были одним из организаторов выставки, а я в какой-то степени являлась организационным таким руководителем проекта.

Орлова: А кому и почему пришла идея пригласить режиссера Павла Лунгина и архитекторов Ассов?

Трегулова: Идея пригласить Павла Семеновича Лунгина принадлежит Сергею Владимировичу Мироненко, директору ГАРФа – Государственного архива РФ, вместе с которым мы делаем этот проект. А что касается архитектора Евгения Асса и Кирилла Асса, это было мое предложение. И открытие 28-го покажет, насколько я была права в этом выборе.

Орлова: Я перечислю, что будет представлено на выставке. Это подлинные документы, такие, как переписка Николая II с европейскими политиками, фотографии членов царской семьи, открытки с фронта и сотни других предметов, собирали их в архивах нескольких стран. Расскажите, в архивах каких стран? Как тяжело было их собирать? И что непосредственно делал Павел Семенович Лунгин, может быть, он помогал вам с архивами Франции?

Трегулова: Павлу Семеновичу принадлежит одна из основных идей выставки, которая связана с тем, что эта экспозиция должна производить на посетителей очень сильное эмоциональное впечатление, и она должна рассказывать о войне, хотя речь идет о показе документов, фотографий, правда, мы привезли еще и живопись, и очень интересную графику. Но, в первую очередь, это все-таки документальный фотографический материал, который должен создавать у зрителя очень определенное представление о войне, которая давно считается у нас незаслуженно забытой и иногда называется «неизвестной войной».

В этой выставке будут и фотографии, и документы, и большое количество кинохроники, которую монтировал известный документалист Елена Якович, и огромное количество мультимедийных инсталляций, где можно будет проследить ход тех или иных военных событий или посмотреть что-то, что связано с той или иной темой, затрагиваемой на выставке.

Павел Семенович предложил идею представления этой страшной войны, с которой начался 20 век, и Ахматова абсолютно правильно об этом писала, он предложил представить эту войну, как трагедию библейского масштаба. И все остальное, что делалось – и работа архитекторов, и тех, кто работал над отбором экспонатов – все это было направлено на то, чтобы не просто документально представить войну, а чтобы зритель мог понять и осмыслить масштаб этой трагедии и то значение, которое эта война имела для истории 20 века, в особенности для истории России.

Орлова: Я правильно понимаю, что на этой выставке будут интерактивные панели?

Трегулова: Да, в большом количестве.  

Орлова: Именно они должны помочь зрителю эмоционально погрузиться?

Трегулова: Я думаю, что главный инструмент эмоционального воздействия на зрителя будет, во-первых, выставочная архитектура очень неординарная.

Орлова: А в чем ее неординарность?

Трегулова: Дело в том, что каждый из разделов композиции – это мир, война, тыл, фронт – он сделал в определенном художественном ключе. Притом, что это достаточно условный подход, но в одном из залов выставки ты попадаешь в госпиталь. И тема милосердия и работы в госпиталях является одной из важных тем, которая также представлена и на интерактивных экранах, и в кинохронике.

Зритель оказывается погруженным в атмосферу войны, со всех у него мелькают образы хроники, лежат фотографии, документы, слышится подлинная, аутентичная музыка времен войны – это марши, песни, куплеты, романсы. И даже когда он попадает в зал «Фронт», там все устроено так, что его проход по выставке будет сопровождать не только звуки взрывов, аутентичные звуки взрывов, но и тот шум, который будет происходить, очень некомфортный шум, напоминающий звуки войны, который будет происходить при передвижении зрителей по залу. Не буду открывать секрет, те, кто придут на открытие, увидят сами, каким образом это будет сделано. 

Я хотела бы еще добавить, что в этой выставке как очень важный элемент рефлексии войны, осмысления войны и создания определенного эмоционального настроя играет живопись и графика, играет изобразительное искусство. Причем мы показываем действительно шедевры, живописи у нас около 15, но это лучшие вещи лучших русских художников из «Третьяковки», Русского музея.

Орлова: Наталья Гончарова, Васнецов.

Трегулова: Да. У нас прекрасная большая монументальная картина «Архангел Михаил» Виктора Васнецова. Из «Третьяковки» у нас совершенно потрясающий Павел Филонов «Германская война». Из Русского музея у нас работы Петрова-Водкина, удивительная футуристическая работа Александра Шевченко из Рермской галереи, названая «1914». И прекрасные работы британских художников  из Имперского военного музея, а также известнейшая картина одного из самых знаменитых итальянских футуристов Джино Северини «Санитарный поезд». Северини, как и многие другие художники-футуристы, участвовал в военных действиях.

Орлова: В Европе, во Франции в частности, проходят широкомасштабные празднования, приуроченные к столетию с начала войны. В создании этой выставки принимали участие другие страны?

Трегулова: Да, конечно.

Орлова: А каким образом?

Трегулова: Я только что упомянула те вещи, которые мы получили из двух знаменитых европейских музеев. В составе этой выставки материалы из государственных архивов Великобритании, США, из государственных архивов Германии, причем как раз из Германии мы получили электронную версию документа, который не видели даже специалисты. Это электронная версия того самого Брестского мира, Брестского сепаратного мирного договора, который в марте 1918 года был подписан Троцким, а потом уже осенью 1918 оставшиеся страны подписали Версальский мирный договор, а Россия уже не была частью этого мирного договора.

Так вот, впервые будет возможность увидеть, как этот договор выглядел. Участвуют архивы из Сербии, Белоруссии, Украины. Все с готовностью предоставили действительно уникальные кино- и фотоматериалы и сканы редчайших документов, которые все вместе во всем своем многоголосье рассказывают об этой действительно всемирной трагедии, продолжавшейся в течение 4,5 лет.

Орлова: Я хотела вас спросить по поводу интерактивных панелей. Многие рецензии, которые пишутся, сразу же вспоминают рецензенты выставку «Романовы», которая проходила в «Манеже». Там тоже было очень много интерактивных панелей, но это как раз было то, за что выставку несколько критиковали, потому что было все это упрощено. Создавался мультимедийный эффект, но терялся исторический смысл. Я правильно понимаю, что в вашей выставке такого не будет, что это будет серьезная выставка?

Трегулова: Это будет очень серьезная выставка. Я, пожалуй, с трудом припоминаю проект, при работе над которым использовалось такое количество материалов и источников. С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что эта война была первой войной в истории человечества, которая была очень точно запечатлена глазом и объективом фотоаппарата, кинокамеры, и что существует огромное количество документов, которые очень точно рассказывают о том или ином событии языком, который не может быть подвержен какой-то фальсификации или ложной интерпретации.

Что касается мультимедийных программ, они сделаны, опираясь на серьезнейшие исследования и российских специалистов, и зарубежных специалистов. Они как раз позволят погрузиться еще глубже, то есть перейти на иной уровень освоения информации, чем тот, который дают просто выложенные в витринах фотографии и документы.

Еще раз повторяю: это одновременно большие экраны с кинохроникой, причем архитекторы нашли очень интересное решение, много экранов размещено в том разделе, который называется «Тыл», и создает, вызывает в памяти госпитали. Так вот вместо экранов служат подвешенные большие куски тканей, которые вызывают в памяти занавески, которые отделяли один компартимент в госпитале от другого. То есть там не будет такого повышенного акцента на современных технических приемах. При этом понятно, что там много сложной техники, сложных экранов, даже устройства для воспроизведения голографических изображений. Тем не менее, акцент будет сделан, конечно же, на содержательной стороне.

Орлова: 28 августа состоится официальное открытие выставки.

Трегулова: Да, абсолютно точно.

Орлова: В нем примет участие, наверное, и Павел Семенович Лунгин.

Трегулова: Мы очень на это надеемся.

Орлова: И Кирилл и Евгений Асс, а также, видимо, департамент культуры правительства Москвы. При его поддержке это все осуществлялось или Минкультуры России?

Трегулова: Нет. Этот проект является проектом Министерства культуры РФ, он финансируется Министерством культуры РФ. В работе над ним участвовало много организаций, в том числе и Российское военно-историческое общество, которое предложило очень интересную идею – установить на входе сканер, большой монитор и компьютер, поставить в известность будущих посетителей о том, что они могут принести с собой фотографии и документы, хранящиеся в их семейных архивах, связанные с их родственниками, которые воевали во время Первой мировой войны или были в тылу. Можно будет отсканировать эти документы или фотографии, и они будут тут же выложены на монитор, а на следующий день будут выложены онлайн на сайте РВИО.

Фото: museum.ru

Другие выпуски