Впечатления участников встречи об Эдварде Сноудене: не фантом, а приятный щуплый парень в зеленой хорошо выглаженной рубашке

12/07/2013 - 21:26 (по МСК) Михаил Зыгарь, Мария Макеева
Венесуэла, Эквадор или Боливия всё же находятся в опасной близости к Соединённым Штатам, где бывшего сотрудника Агентства Национальной безопасности Эдварда Сноудена ждёт суд и, возможно, смертная казнь.

И сегодня, человек, который уже почти месяц живёт в Шереметьево, объявил: он всё-таки решил остаться в России. Об этом сообщили правозащитники, приглашенные сегодня на встречу с беглецом в терминал Е.

Впрочем,  речь идёт лишь о временном убежище. В конце концов, когда его существование перестанет нервировать бывших работодателей, Сноуден планирует переехать в Латинскую Америку. Пока же он готов согласиться с требованием Владимира Путина прекратить работу, которая наносит ущерб США. За тем, как собирались на встречу со Сноуденом журналисты и правозащитники, следил наш корреспондент Владимир Роменский. Он только что вернулся из Шереметьево.

Роменский: В страшном ажиотаже происходила эта встреча. Где-то в 4.30 из терминала F группа людей – 13 правозащитников и десятки телекамер, журналистов направились к терминалу Е. Куда все направляются, сказать было сложно, поскольку вели всех двое сотрудников аэропорта Шереметьево, держа над головой табличку G9. При этом люди падали, был сломан эскалатор – по всей видимости, техника просто не выдержала такого обилия людей на нем.

Около часа продолжалась встреча. Все это время журналисты стояли, растянувшись в шеренгу. Для них сделали специальный загон, очень долго ждали, когда же появятся правозащитники, которые ушли за серую дверь с надписью «Служебное помещение». Туда попасть никто из журналистов не смог. Спустя час появился Генри Резник, который со своими коллегами озвучил главное требование Эдварда Сноудена.

Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы: Первое - господин Сноуден не фантом; второе – он попросил политическое убежище в России и просит поддержать его желание правозащитные сообщества.

Журналисты буквально облепили каждого участника этой встречи, пытались узнать что-то новое. Вячеслав Никонов, депутат Государственной Думы, рассказал о том, что Сноудену напомнили о том, на каких условиях он может остаться в России.

Вячеслав Никонов, депутат Государственной Думы: На вопрос, знает ли он об условии президента Путина, что предоставление политического убежища возможно только в том случае, если он прекратит наносить ущерб Соединенным Штатам Америки, господин Сноуден ответил утвердительно.

Сноудену сегодня задавали вопрос о том, почему он позвал на эту встречу именно правозащитников, а не журналистов, ведь многие разделяют его позицию, о чем было сегодня бывшему агенту ЦРУ сказано. Почему именно правозащитники и чем они могут помочь бежавшему спецагенту, рассказал Анатолий Кучерена, член Общественной палаты.

Анатолий Кучерена, адвокат: Ему сегодня нужна защита, он оказался в ситуации, когда у него нет паспорта. Мы договорились с ним, что мы окажем ему юридическую помощь в части оформления документов.

Когда Сноудену сказали о том, что главное требование Владимира Путина о том, чтобы он перестал распространять секретные данные, нарушать интересы США, Сноуден сказал, что он патриот и что он никаких плохих дел не совершает. Но не все правозащитники решили разделить его позицию, однако, большинство сказало, что готово ему помочь.

Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека: Он производит впечатление человека, который вступил в бой за определенные политические идеи. Он не производит впечатление человека корыстного, желающего заработать. Но политические вопросы я не обсуждаю, я обсуждаю его статус. Статус у него незавидный сейчас. Конечно, какие-то решения надо принять, предпочтительно международным организациям, чтобы он жил по-человечески.

Очень много сегодня обсуждалось, присутствовали ли  на этой встрече работники спецслужб. Как рассказывали присутствующие на встрече, какие-то люди там находились, помимо переводчика, которая озвучивала позицию Эварда Сноудена и переводила слова журналистов для него. Сноудену рассказали, чего от него сейчас хотят добиться Соединенные Штаты.

Татьяна Локшина, представитель Human Rigths Watch в Москве: Мне звонил не лично Макфол. Мне действительно звонили из американского посольства от имени Макфола, просили передать господину Сноудену официальную позицию США, которая заключается в том, что он является правозащитником и что он нарушил закон и должен быть привлечен к ответственности. Он сказал, что понимает, что власти США воспринимают ситуацию таким образом, он с этим подходом категорически не согласен. Он считает, что его право на свободу передвижения нарушено.

По всей видимости, главная задача правозащитников – как помочь Эдварду Сноудену получить какие-то документы. Например, Владимир Лукин говорил о паспорте Красного креста, чтобы Сноуден мог как-то заботиться о своей безопасности более подробно и перемещаться по миру. Татьяна Локшина сказала, что, по ее мнению, Сноуден не намерен задерживаться в России и конечная точка для него – это все-таки Латинская Америка.

Другие выпуски