В деле об избитых 6 мая ОМОНовцах нет документов о том, как они пострадали

29/05/2012 - 21:05 (по МСК) Михаил Фишман, Лика Кремер
Задержанную по обвинению в призывах к беспорядкам и насилии над полицейскими 6 мая во время марша миллионов Александру Духанину оставили под домашним арестом до 6 июля.
Сегодня было первое судебное заседание по уголовным делам, заведенным по итогам беспорядков на митинге оппозиции. Кроме Духаниной задержаны еще два человека. Наш коллега Илья Васюнин был в суде и рассказал подробности.

Васюнин: В суд пришло несколько десятков молодых человек поддержать Александру Духанину. По некоторой информации, она бывала на акциях вместе с анархистами из «Автономного действия» - так называется самое известное объединение. И сегодня молодые люди пришли ее поддержать, оказать ей какое-то сочувствие.

Духаниной вменяется две статьи - «призывы к массовым беспорядкам» и «насилие к представителям власти», что грозит ей лишением свободы на срок до 5 лет. Но следствие сегодня вышло с ходатайством о домашнем аресте, в отличие от аналогичных ситуаций по Манежной площади, когда речь шла, конечно же, о реальном лишении свободы до суда. Потерпевшим были признаны два сотрудника полиции по фамилии Зелянин и Сутормин, правда, непонятно как именно они пострадали, потому что в деле нет медицинских справок и материалов.

Духанину вывели из зала суда в наручниках и отвезут домой на автомобиле. Она лишена возможности общаться с журналистами, выходить в интернет, говорить по телефону, однако неизвестно, как это будет контролироваться. Так или иначе, домашний арест продлится до 6 июля, после этого будет либо суд, либо, что очень вероятно, продление еще на 2 месяца.

Тем не менее, сегодня появилось еще два фигуранта - задержан безработный Андрей Барабанов и бизнесмен Максим Лузянин. Они подозреваются в применении насилия к полицейским и в причастности к так называемым массовым беспорядкам, причем им вменяется уже и организация. Здесь речь шла о призывах к массовым беспорядкам, а эти люди уже якобы участвовали в организации этих самых беспорядков. Это достаточно уникальная ситуация, потому что вот проведена статистика за последние 10 лет и, действительно, не часто возбуждали подобные вела. 2002-й год - это события на Манежной площади после футбольного матча, когда несколько тысяч молодых людей громили улицы, жгли машины. 2010-й год - события на Манежной площади. Там тоже были столкновения с полицией, но осудили молодых людей лишь за призывы к массовым беспорядкам.

Фишман: На большие сроки.

Васюнин: Не такие большие. То есть призывы к массовым беспорядкам и организация массовых беспорядков все-таки различаются. Статья «организация» - до 10 лет, а там эту статью никому, собственно, не вменяли. Здесь мы сталкиваемся с таким случаем, когда проходит разрешенная демонстрация, которая в итоге выливается в столкновение с полицией. Вот они квалифицируются как «массовые беспорядки». Павел Чиков, глава ассоциации «АГОРА» говорит, что здесь может быть поставлен ряд вопросов хотя бы потому, что не пострадали гражданские люди именно от действий демонстрантов. Речь шла именно о противодействии полиции, действия которой вообще не ставятся под вопрос никем из официальных представителей - ни правоохранительных органов, ни вообще официальной власти.

Фишман: Что означает этот домашний арест с точки зрения условий? Все-таки не так часто эта мера применяется. Понятно как это будет обставлено? Это просто она не может выходить из дома, из квартиры?

Васюнин: Да. Она не может выходить из дома, она не может общаться с журналистами.

Кремер: При этом у нее есть доступ в интернет, она может пользоваться Интернетом?

Васюнин: Нет, интернетом она тоже не может пользоваться и не понятно, как это будет отслеживаться.

Кремер: А каким образом это можно ограничить?

Васюнин: Ну, если…

Фишман: Как на экзамене.

Васюнин: Да. Если заметят, то она рискует оказаться за решеткой. Я поговорил с адвокатом арестованной Александры Духаниной. Давайте послушаем, что он сказал.

Ефремов: Я думаю, следствие перестраховалось, потому что большая вероятность была того, что если вышли с ходатайством на арест непосредственно, то суд мог отказать, в принципе, в удовлетворении данного ходатайства. Следствие предоставило доказательство того, подтверждение того, что она совершала действия, которые, при оценке, могут носить противоправный характер. Пока медицинских документов никаких не представлено вместе с этим ходатайством и мы тоже не владеем информацией.

Васюнин: То есть фактически адвокат косвенно подтверждает, что да, вот эта вот запись, которую мы видели, где она кидает якобы предмет какой-то темный, скорее всего, это кусок асфальта, в сторону полиции, эта запись приобщена. Но сведений о пострадавшем, о том, какой ущерб нанес этот камень здоровью полицейских, этих данных пока нет.

Кремер: А потерпевшие при этом кто?

Васюнин: Потерпевшие - два сотрудника полиции. Причем один действительно признан потерпевшим, второй фигурирует, но он не потерпевший. Но ему тоже, видимо, досталось либо бутылкой, либо вот этим куском асфальта. Возможно, в материалах есть еще какие-то дополнительные факты, о которых мы не знаем, но которые со временем будут предъявлены общественности. Возможно, это уже в суде произойдет.
Также по теме
    Другие выпуски