Тендер на 34 млн рублей на PR Дня города в «день тишины». Московское правительство готовится к празднику

Здесь и сейчас
8 августа 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
«Московская дирекция массовых мероприятий» разместила заказ на 34 с лишним миллиона рублей на подготовку и проведение информационной кампании «Я люблю Москву». Приём заявок заканчивается 19 августа, подведение итогов пройдёт ровно через две недели.

Эти деньги пойдут на освещение и создание позитивного имиджа города. Исполнитель должен разработать фирменный стиль Дня города в Москве, который пройдёт аккурат в день тишины, 7 сентября. Что всё это значит – разбиралась главный редактор журнала «Большой город» Ксения Чудинова.

Чудинова: Мы с удивлением обнаружили день назад этот тендер на «Госзакупки.ру», были страшно поражены, решили разобраться, в чем история. Нас поразили некоторые суммы, которые, мне кажется, поразят и ваше воображение. Например, несколько раз я задумывалась, правильную ли профессию я выбрала, потому что на SMM-продвижение, ведение в социальных сетях аккаунта «Я люблю Москву» предполагается примерно 3 млн. рублей на пять месяцев вперед. Когда мы увидели некоторые суммы, мы задались вопросом, что все это значит. Обратились к разным специалистам, которые попытались как-то прокомментировать. Все наши коллеги сообщили, что это невероятные суммы, и они такого прежде не видели. Особенно удивило, что ни одна из крупных пиар-компаний в Москве не согласилась дать взвешенный серьезный комментарий: что они бы сделали это 15 рублей, а это за 30 рублей, включая небезысвестную «Апостол Медиа», это наша любимая коллега Тина Канделаки. Мы остались в состоянии распахнутых рук.

Макеева: Заслышав суммы, представители пиар-компаний просто немели и не могли назвать какие-то встречные цифры?

Зыгарь: Или, может, они немели, заслышав бренд «Я люблю Москву»? Понимали, что тягаться с ним, как-то омрачать они не хотят?

Чудинова: Подозреваю, что каждое из агентств думало, что когда-то им придется работать с госзаказчиком, вступать в открытый конфликт они не хотели. При этом в попытках разобраться, что все это значит, мы пошли к Елене Панфиловой, директором Transparency International Россия. Мы задали вопрос, почему у нас таким странным образом устроены госзакупки. С чем связано, что за две недели до этого мероприятия, у нас размещаются госзакупки, а параллельно история развивается любопытным образом. Значки «Я люблю Москву» уже поди каждый имеет у себя. А сайт «Я люблю Москву» уже работает. Тендер размещен, а уже все в процессе.

Зыгарь: Должен признаться, я однажды был на светском мероприятии, которое проводилось под брендом «Я люблю Москву» в парке Горького, и организатором  этого мероприятия была компания «Апостол» и Тина Канделаки.

Чудинова: 14 стел «Я люблю Москву» стоит в Москве. Москвичи страшно полюбили эту историю. Они все фотографируются. Поэтому мы задаемся вопросом, почему все так устроено? Как так получилось, что тендер только размещен, а работа идет. Лена Панфилова дала нам следующий комментарий.

Елена Панфилова, генеральный директор Transparency International Россия: Была такая изначальная идея – в начале двухтысячных, - что если все публиковать, то все будет видно, и тогда не будет никакой коррупции. Выяснилось, что этого недостаточно, по той постой причине, что мы госзакупки-то видим, а никаких требований раскрывать аффилированность компании нигде нет. И вот в результате мы наблюдаем тендеры на закупки, которые, очевидно, очень сильно завышены по цене, очень четко прописано так, чтобы победителем мог стать один-единственный поставщик. И выясняется, что каким-то образом это именно тот поставщик, который традиционно и успешно сотрудничает с некими муниципалитетами, некими министерствами, некими мэриями, и, к сожалению, пока управы на это мы найти не можем.

Чудинова: На самом деле выясняется, что главная проблема госзакупок – в том, что федеральный закон 94-й обязует любого госчиновника выбирать заказ подешевле. Не получше, а подешевле. Один из идеологов федеральной целевой программы электронной России 2002-2010 Андрей Коротков, преподаватель МГИМО, который, к сожалению, умер, рассказывал, что проблема в том, что у каждого агентства есть необходимость в ежеминутном, в ежесекундном заказе на что бы то ни было. Создать сайт, закупить значки, сделать какие-то информационные плакаты. А денег в наличии нет. Поэтому они заказывают сейчас, работают в кредит. Вся страна живет в кредит, говорим мы, так и наши чиновники живут в кредит, потому что они уже заказали эту работу. А дальше нужно как-то расплачиваться. Когда приходит время расплачиваться, это буквально всегда накануне мероприятия, размещается тендер. Работа-то выполнена, и поэтому история тендера – это не когда вы пойдете и выиграете, а когда эти деньги распределят тем, кому уже заказали. При этом мы сталкиваемся еще с одной проблемой, с которой столкнулась и Российская академия наук, когда они закупали реактивы подешевле, а не покачественней, поскольку им программа мешала работать. Всем известно, в январе 2014 года будет закупаться лучшее, а не дешевое, но на наш личный взгляд, на взгляд всей редакции «Большого города», одни из первых, кто должен инициировать изменения закона о госзакупках – это как раз культурные институции, поскольку приоритет в дешевизне вообще не работает. А все заказы на культуры попахивают вкусовщиной. Вот, Миша, тебе что-то нравится, а я тебе говорю, что Катю Лель я не люблю….

Зыгарь: Прости, пожалуйста, ты говоришь про дешевизну, а сама зачитывала про три миллиона на ведение аккаунта в соцсетях. О какой дешевизне идет речь?

Чудинова: Эти три миллиона за ведение в соцсетях уже были распределены. Они поделены и люди за стелы, которые они поставили, должны получить из этих трех миллионов, в том числе. Каждый из тех, кто работает с государством сегодня, работает в кредит.

Макеева: Я много не понимаю, но этого особенно. А почему бы тендер не проводить раньше? Что мешало? Почему это надо делать за две недели до дня города и за месяц до выборов?

Чудинова: Это самый простой и понятный вопрос, который  я задаю и в департаменте культуры тоже. Я говорю: «Ребята, у вас должен быть сейчас тендер на проведение нового года, у вас должны сейчас поступить заявки «Мы хотим украсить елку». И таким образом вы должны принимать эти заявки». Но, к сожалению, система устроена так, что они физически не успевают, насколько мы это поняли,  заранее. Либо они пытаются (и я думаю, что это главный ответ) обойти 94-й федеральный закон, по которому любой из вновь пришедших пытается демпинговать цены, чтобы получить тот или иной госзаказ.

Зыгарь: Каким образом сочетается то, что 7 сентября пройдет праздник «Я люблю Москву», а 8 сентября в Москве пройдет выборы мэра. Одно другому не мешает. Это будет самый тихий День тишины или самый громкий в истории Москвы.

Чудинова: Самый громкий день тишины, когда, видимо, все кандидаты в мэры должны куда-то слиться, включая наклейки и все, что связано с выборами. Я видела на «Эхо Москвы» какой-то сумасшедшей энергии и силы пост о том, что перенесли день города. К сожалению, День города проходит в первую субботу сентября. Мне кажется, вопрос о 8 сентября следует адресовать в мэрию, спросить, почему они решили день выборов провести 8-го.

Зыгарь: Это единый День голосования.

Чудинова: Назовем это случайным совпадением.

Зыгарь: Я хорошо помню, как перед первым туром президентских выборов на Украине, которые потом закончились оранжевой революцией, на две недели раньше была перенесена годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков, и на две недели раньше провели парад с участием президента Путина, премьер-министра Януковича, президента Кучмы. Ряженые актеры шли по Крещатику.

Чудинова: А я бы мечтала, чтобы сдвинули День города на май, когда жители из Москвы не уехали на свои дачи. Еще не так тепло, чтобы уехать из России.

Зыгарь: Напишите письмо кандидатам в мэры. Возможно, один из них к вам прислушается.

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.