Собянин vs. Галицкий: потому что Москву не любят

29/07/2013 - 21:38 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Политика пришла в продуктовые магазины. Исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин обрушился с резкой критикой на крупнейшую в России продовольственную розничную сеть «Магнит» и, по сути, потребовал эти магазины закрыть.

Владелец сети Сергей Галицкий заочно ответил на это в комментарии «Ведомостям», что претензии властей связаны с политикой. Где бизнес, а где политика – выяснял наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Полицию, пожарных, ФМС и санитарных врачей – всех сразу пригласил Сергей Собянин в гости в магазинные сети «Магнит». Они должны будут провести комплексную проверку и, далее цитата по Интерфаксу: «принять меры по закрытию этих магазинов». Сложно вспомнить, когда в последний раз столичные власти позволяли себе столь резкую критику одной конкретной компании и обещали их практически изгнать из города. Основатель и главный акционер компании «Магнит» Сергей Галицкий ответил в комментарии «Ведомостям» на претензии Собянина одним словом – «политика», намекая на то, что «претензии вызваны политическими мотивами».

Можно было бы предположить, что Сергей Галицкий, как один из крупнейших предпринимателей в стране, такой настоящий «селф мэйд мэн» (то есть сотворивший себя и свой успех сам, а не за счет приватизации), мог бы высказываться на какие-то около политические темы или, скажем, поддержать кого-то из кандидатов на выборах мэра Москвы. Например, Алексея Навального, как одного из основных конкурентов Сергея Собянина. Однако наши источники и в штабе Навального, и в руководстве «Магнита» какую-то связь между бизнесменом и кандидатом категорически опровергают. Ни пожертвований в предвыборный фонд, ни симпатий, ни подмигиваний. В таком случае, можно предположить, что Собянин сам пытается набрать очки в глазах избирателей, защищая их права от условно «плохих торгашей». Ритейлеры – традиционно одни из главных врагов электората, и далеко не всегда обосновано, это, скорее, что-то на психологическом уровне, и любая атака на них добавляет популярности политику. Вспомните, хотя бы, как Владимир Путин в бытность премьером чуть ли не переписывал ценники на колбасу  в магазине «Перекресток». Тогда возникает вопрос, почему именно «Магнит» удостоился такой чести, что именно его Собянин так настойчиво требовал проверить. Это выглядит тем более странно, что крупнейшая  в России розничная сеть практически не представлена в Москве. На столицу приходится всего около 40 магазинов из более чем 7 тысяч, работающих по всей стране. Значительная, часть москвичей, уверен, вообще не в курсе существования таких магазинов. Развитие сети всюду, кроме двух столиц Петербурга и Москвы, было осознанным планом «Магнита». Владелец компании Сергей Галицкий не раз говорил, что рубль, заработанный в Москве, ничем не отличается, от рубля, заработанного в провинции. Но в регионах это сделать проще, там нет такой жесткой конкуренции. Не только расчет, но и эмоции. Галицкий много раз говорил о том, как он не любит Москву в целом, и ее пробки, ее погоду, ее жителей и нравы в частности. Он один из немногих российских бизнесменов с состоянием в несколько миллиардов долларов, который не живет в Москве, а в родном для себя Краснодарском крае. Это и могло стать причиной такого пристального интереса Собянина: московские чиновники не любят, когда к ним относятся без должного пиетета.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер ГК Management Development Group: «Магнит» просто к ним на поклон не ходили и все. Все же банальною У Сереги-то офис в Краснодаре. Все к нему ходили. К градоначальнику основного города не ходил сам владелец – не комильфо. Все остальные ходили, а он нет.

Впрочем, далеко не только к «Магниту» пришли с проверками. Похожие претензии предъявили и другим крупным игрокам. Просто это не было обставлено с такой помпой.

Мария Колбина, аналитик ВТБ-Кпитал: Это не только «Магнит», это еще X5, которому уже штрафы определили. «Магнит» - это вторая компания, еще  наведаются в «Дикси», то есть «Магнит» - не единственная история. Я думаю, что просто были выбраны крупные российские сетевики, поэтому даже те, кто не имеет серьезного присутствия в Москве, попали под горячую руку. В принципе, проверка достаточно стандартная, только в этот раз почему-то приехала и пресса, и телевидение, и все это приняло совершенно невразумительный характер с точки зрения его огласки. Хотя это, в принципе, минимальная выборка магазинов.

Х5 Retail Group уж заплатил около 10 млн. рублей штрафа, примерно столько же, по всей видимости, заплатит и «Магнит». В выручке этих гигантских компаний эти суммы составляют сотые, или даже тысячные доли одного процента. Рискну предположить, что эффект на рейтинг Собянина от этой атаки на ритейлеров будет в процентном отношении примерно равен потерям бизнеса.

Другие выпуски