Сначала уйдет Эрдоган, потом мы. Протестующие в Турции готовы стоять до конца

06/06/2013 - 21:41 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер

Встреча сторонников и противников премьера Эрдогана – вот самое страшное, что может случиться этой ночью и завтра утром в Стамбуле. Как утверждают очевидцы, за десять дней протестов в город могли съехаться жители сельской Турции, которые всегда поддерживали политический курс надоевшего горожанам премьера.

Пока их не видно в городе, но завтра в Турции выходной и наблюдатели ожидают чуть ли не уличных боев. О том, что происходило в Стамбуле сегодня и чего ждут завтра – наш коллега Тимур Олевский.

Олевский: Пятые сутки в Турции продолжаются акции оппозиции, акции протеста, которые охватили уже более 60 городов. Среди протестующих есть жертвы. Здесь их называют бессмертными, а их портреты вешают на столбах, деревьях и даже на растяжках в городе. Сегодня здесь, на Таксиме, появилась пожилая женщина с портретом Ататюрка на футболке. Она сорвала буквально овации, с ней фотографируются все: и местные, и туристы. Она таким образом, мне кажется, символизирует определенную связь поколений. На площадь Таксим выходят люди независимо от возраста. Конечно, в ночных акциях протеста, в столкновениях с полицией в основном участвует молодежь, другие же приходят сюда после работы, как на работу. Они так и говорят: «Мы будем здесь до тех пор, пока Эрдоган не уйдет». Удивительно, что каждый день на Таксиме собираются до 50 тыс. человек, просто буднично, действительно, как на работу. Другое, что меня поразило: турецкий протест, безусловно, левый. Все происходит под флагами Коммунистической партии, которая и является носителем тех светских идей, которые символизирует собой Ататюрк. И в этом смысле любой лидер российских коммунистов, конечно, умер бы от зависти, посмотрев на то, как Коммунистическая партия воспринимается здесь, и насколько она популярна, и насколько она является реальной силой. Но у Турции своя история, тут нечего сравнивать. Многие из людей в возрасте подходили ко мне, когда узнавали, что я из России, спрашивали, как я, например, отношусь к Ленину и Сталину, и кажется, расстраивались, когда я отвечал и рассказывал свое отношение о последнем из героев. Возле штаб-квартиры премьер-министра Эрдогана повышенные меры безопасности, там очень много полицейских, стоят водометы и у офиса правящей партии, партии «Справедливости и развития». Таким образом, можно себе представить, что Эрдоган возвращается в страну, которая не успокоилась, несмотря на все его заверения, что когда он вернется, протест утихнет.

Также не видно и сторонников Эрдогана, которые обещали выйти на массовые митинги. Но массовых митингов здесь, на Таксиме, опасаются. Они опасаются того, что не полиция придет сражаться с ними, а как раз люди, которые приехали из провинции, обжились в Стамбуле, заработали немало денег, и Эрдогана поддерживают всерьез. Но пока их не видно, и, скорее всего, пик противостояния на этой неделе придется как раз на пятницу, которая как обычно символизирует конец недели, а значит, у людей будет два свободных дня. Здесь рядом со мной медицинский пункт, в котором врачи-добровольцы дежурят с самого начала, и они уже повесили на себя противогазы с серьезными фильтрами, которые помогают от слезоточивого газа. Развитие событий предугадать сложно, очень многое зависит от пресс-конференции, которую даст сегодня Эрдоган, и от тех слов, которые он скажет. Мало, кто сомневается, что он будет настаивать и на строительстве торгового центра на Таксиме, и на своей правоте.

Другие выпуски