Сможет ли правительство Дмитрия Медведева стать самостоятельным

22/05/2012 - 17:30 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев
Усиление администрации президента экс-министрами-тяжеловесами не имеет прецедентов в новейшей российской истории.
Кабинет Медведева острословы уже называли «правительством замминистров» и «и.о. правительства». Экс-министр финансов Алексей Кудрин, оставшийся в роли наблюдателя, сообщил в интервью «Бизнес-FM»,что основная тяжесть решений ляжет на экономический блок администрации, и «подчиненность прошлого периода будет иметь значение». Это полный переезд власти в Кремль или двоевластие образца 2012 года?
Когда на горизонте возникал призрак двоевластия при Борисе Ельцине, в теленовостях появлялась грозная фраза –«я подписал указ». Его фирменный стиль: для баланса он внезапно вводил в правительство своих людей со стороны .Например, в 1997,правительство позднего Черномырдина ,сопротивлялось приватизации естественных монополий. В марте 1997 года указом президента, в обход тяжеловеса Степаныча, первыми вице назначаются младореформаторы, так их тогда называли – Чубайс и Немцов. Свои программы они реализовать не успели: через год после скандала с так называемым «делом писателей» из правительства их выкинули. Сегодня Борис Немцов считает, что тяжеловесы кончились, и нынешняя рокировка «Белый дом-Старая площадь» продиктована исключительно клановыми соображениями.
Немцов: Очевидно, что никаких двух центров силы нет. Очевидно, что Медведев оказался запредельно слабым, и очевидно, что никакого противовеса Путину он представить не может, и даже не будет пытаться. У него сейчас главная мечта – это быть лояльным Путину еще долго.
Сегодняшняя ситуация может быть продиктована и тем, что в лице экс-министров Путин получает в администрации не только кураторов действующих членов кабинета, но и пристраивает верных людей. В отличие от Ельцина, нынешний президент своих не бросает.
Гуриев: Нельзя забывать такую важную черту Владимира Путина как нежелание увольнять людей, которые хорошо и долго с ним работали. Он старается найти им важные позиции. Поэтому может оказаться так, что министры, которые много лет работали в правительстве, в администрации президента, всего лишь будут выполнять номинальные функции, не будут на самом деле центром власти.
Администрация президента всегда была не столько мощностью, сколько резервуаром мощности. В разгар борьбы Ельцина с коммунистическим правительством Примакова Ельцин переносит центр принятия экономических решений в Кремль, в управление Александра Волошина. Волошин не только готовит послания президента, но и выступает с самостоятельным анализом госбюджета и проводит антипримаковские решения, например, об упрощении банкротства предприятий. В конце концов, венцом этой борьбы становится великая телевизионная пересадка Степашина, который вскоре Примакова и сменит.
Шевцова: Исполнительная власть будет осуществляться президентом, в руках которого все рычаги власти. А осуществляться она будет в сфере эшелона доверенных лиц. Он выстраивает весьма откровенную эшелонированную президентскую вертикаль. Другое дело, что в ситуации кризиса и в стране, и делегитимизации его собственной власти ему опять отстроить эту вертикаль такой, какой она была, скажем, в 2004 году, будет очень сложно.
Впереди у правительства, как и в 1998-1999 годах, неизбежное принятие непопулярных решений по пенсионной реформе. При этом члены правительство окажутся в роли мальчиков для битья, а их бывшие начальники в администрации президента, сидя на Старой площади, недосягаемыми для критики. Поэтому правительство будет двухэтажным: идеологи-небожители, близкие к телу, и министры, вынужденные ходить на отчеты в парламент.

Гурвич: Вполне возможно, что, действительно, администрация президента будет более активна, чем прежде, принимать участие в выработке экономической политики.

Большая часть опрошенных нами экономистов склоняется к тому, что реальный центр власти все-таки переедет в администрацию.
Гуриев: Даже у Владимира Путина, как вы помните, были премьер-министры, которые никто не считал реальным центром принятия решения, в том числе Фрадков, и даже Зубков. И поэтому это может произойти опять. С другой стороны, не нужно забывать, что Дмитрий Медведев человек честолюбивый - это бывший президент - и команда, которую он сформировал, тоже приходит в Белый дом не для того, чтобы быть несамостоятельными игроками.
В эпоху Путина уже были такие прецеденты: временные, технические премьеры и мощная группа советников в администрации.
В итоге, удастся ли Медведеву сделать правительство самостоятельным и избежать двоевластия, во многом зависит только от его личных амбиций. А о том, что они есть, можно судить хотя бы по решительности, с которой он увольнял Юрия Лужкова и Алексея Кудрина. Ведь все собеседники ДОЖДЯ утверждают, что перед заседаниями медведевские министры будут через голову премьера наносить контрольный звонок своим бывшим начальникам на Старую площадь, хотя бы ради страховки. Стерпит ли это экс-президент?
Также по теме
    Другие выпуски