Российская нефть не помещается в вагоны

17/05/2012 - 12:21 (по МСК) Мария Макеева
Ространснадзор ограничил использование грузовых вагонов компанией РЖД. Речь идет о цистернах, в которых перевозят нефть, мазут, бензин и прочие нефтепродукты. Теперь нефтяники не смогут использовать одни и те же цистерны для перевозки сырой нефти и бензина - соответственно, нужно в два раза больше вагонов. Первым забил тревогу Хабаровский НПЗ, который не может вывести мазут и грозит остановкой.

Ограничить использование цистерн, в которых перевозят нефть и нефтепродукты, предписал Ространснадзор. В документе, который был подписан еще 5 мая, говорится, что груз, который перевозят по железным дорогам, должен строго соответствовать паспорту цистерны, и если там написано «бензин», то нельзя наливать дизельное топливо или нефть. Раньше в одних и тех же вагонах на НПЗ привозили нефть и вывозили готовые продукты.

В РЖД объясняют, что такое ограничение хоть и снижает прибыль, но компания готовы его выполнять из соображений безопасности, говорит руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев.

Перцев: Вот данное предписание выдано Ространснадзором. То есть это предписание в том, что как бы есть случаи нарушения правил железнодорожных перевозок, которые в свою очередь могут привести к различным проблемам в безопасности движения. Мы, как компания, мы подчиняемся этим предписаниям. Перегрузка цистерны может привезти к тому, что она может, грубо говоря, упасть. А как вы понимаете, цистерна с нефтепродуктами если упадет, это остановка движения. А не дай бог, рядом будет проходить пассажирский состав, то вообще как бы.

Число аварий грузовых поездов с участием цистерн резко увеличилось. С начала 2012 года произошло девять сходов с рельсов поездов с разливом нефтепродуктов - последний случай в районе станции Бузули в Амурской области с рельсов, где сошли 2 цистерны с нефтью.

Аналитики говорят, что РЖД хоть и потеряет денег, но не сильно пострадает - в первую очередь, потери прибыли ждут те частные компании, которым принадлежат цистерны. Вот что заявил нам аналитик Андрей Рожков.

Рожков: В настоящее время, в связи с продажей Первой грузовой компании структурам Владимира Лисина, практически 70% всех вагонов принадлежит частным компаниям. И большинство цистерн, в которых перевозятся нефть и нефтепродукты, также принадлежит частным компаниям. Поэтому в связи с запретом использования цистерн, прежде всего, пострадают частные перевозчики, которые будут вынуждены остановить эксплуатацию цистерн и, таким образом, будут недополучать прибыль по тем контрактам, которые уже были заключены с нефтяными и нефтеперерабатывающими заводами. А если говорить опять же в годовом выражении, то порядок потерь выручки частных компаний-собственников цистерн составляет где-то около 2-4 миллиардов долларов США в годовом выражении, соответственно, в месячном выражении компании теряют около 150-200 миллионов долларов в качестве недополученной выручки.

При этом нефтепереработчики оказались фактически заложниками ситуации - у них нет возможности отказаться от использования ж/д транспорта в пользу, например, трубопроводов - просто нет таких мощностей. Аналитик Андрей Рожков считает, что эта мера временная, иначе и перевозчики и их клиенты - НПЗ - окажутся заложниками этой ситуации. Эксперт считает ограничение чрезмерным и полагает, что РЖД должно разбираться в каждой аварии отдельно, а не пытаться найти универсальное решение проблемы.  

Также по теме
    Другие выпуски