«Россия перешла в наступление»: политолог объяснил, почему Кремль именно сейчас поставил ультиматум Западу

14/01/2022 - 17:44 (по МСК) Валерия Ратникова

12 января в Брюсселе прошли переговоры России и НАТО по гарантиям безопасности. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что это была «непростая, но важная дискуссия», и признал, что между Россией и Альянсом есть серьезные разногласия, которые будет непросто преодолеть.

При этом он отметил, что союзники по НАТО намерены достичь прогресса в отношениях с Россией и сделают все возможное, чтобы найти политический путь для продвижения вперед. Тем не менее, обе стороны признали риск нового вооруженного конфликта в Европе. Именно прошедшие переговоры и их итоги стали ключевой темой в ежегодной пресс-конференции министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Обсудили его ответы на вопросы журналистов с Игорем Зевелевым, доктором политических наук, и узнали, стоит ли ожидать каких-то активных действий со стороны России в военном плане в ближайшее время или это лишь заявления для западных партнеров.

Эксперт отметил, что подобные заявления — слова об угрозе национальной безопасности страны в результате расширения НАТО на восток — со стороны Москвы звучат еще с 90-х годов, но на сегодняшний день ситуация «совершенно новая», и Россия в «предельно жесткой и публичной форме» потребовала юридических гарантий отказа от дальнейшего расширения Альянса и размещения ударных вооружений и военных сил вблизи границ России. «Пока все раунды переговоров и в Брюсселе, и в Вене, и в Женеве почти ничего не принесли, мы сейчас там же, где находились до начала консультаций в Женеве», — подчеркнул Зевелев. Он пояснил, что главное столкновение интересов между сторонами складывается из-за разных акцентов в переговорах: Россия настаивает на гарантиях безопасности, а США и европейские страны, в свою очередь, хотят предотвращения усиления военного конфликта на российско-украинской границе. 

Игорь Зевелев также предположил, что является причиной выдвижения требований о гарантиях безопасности со стороны Кремля только сейчас: «Это неудовлетворенность европейской архитектурой безопасности после окончания холодной войны, неудовлетворенность тем положением, когда Россия находится на периферии, фактически исключена из институтов, которые цементируют архитектуру безопасности в Европе. Кроме того, накапливается неудовлетворенность ситуацией в Украине и вокруг нее. <...> И, наконец, Россия исходит из того, что в настоящий момент администрация Байдена, в чем-то продолжая то, что было заложено во время президентства Трампа, полностью сфокусирована на жесткой конкуренции с Китаем и не хотела бы видеть какие-то новые проблемы в Европе, и Россия использует этот момент, при этом исходя из того, что в целом позиция Запада в мире ослабевает. То есть Россия перешла во внешнеполитическое наступление». 

Фото: Пресс-служба НАТО

Другие выпуски