России больше некому поставлять оружие

18/04/2012 - 19:45 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Россия теряет рынки экспорта вооружения, об этом заявил замглавы «Рособронэкспорта». Центр Европы и Иран уже ушли, снижается доля контрактов и в Китае с Африкой.

Замглавы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин рассказал об этом журналистам на выставке вооружений в Малайзии. По его мнению, потери рынков связаны исключительно с политической нестабильностью на них.

ДОЖДЬ поговорил с военными экспертами и составил карту, где Россия останется, а где – нет.

Итак, главным импортером российского оружия является Индия. От общего числа заказов на нее приходится примерно четверть. С одной стороны, этот рынок растет, на него приходят новые игроки, в частности, США. С другой стороны, как заказчик, Индия является самой стабильной страной, и четверть заказов будет точно поступать в ближайшее десятилетие, как минимум.

Замглавы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин заявил, что мы теряем Северную Африку, это понятно. Арабская весна сильно перекроила рынок в этом регионе, в частности, смена власти в Ливии. Однако с другой стороны, и обеспечила стабильными заказами – например, из Алжира, где испугались повторения сценария.

Венесуэла – наш традиционный заказчик, однако и с ним могут возникнуть проблемы. Запросы большие, однако, проблемы с экономикой могут серьезно подпортить ситуацию.

Вследствие политики Дмитрия Медведева, отмечают военные политологи, был потерян Иран – а это, практически 7% от всего экспорта. Неясной остается и ситуация с Сирией – тут важно посмотреть, какие дальнейшие санкции выдвинет международное сообщество.

Зато точно никуда не денется крупный заказчик Вьетнам. Здесь никаких неожиданностей не предвидится.

А вот Китай, который сейчас обеспечивает примерно 5% российских контрактов и о котором также упомянул замглавы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, снижает импортные запросы по вполне понятным причинам – все больше своего оружия. По-видимому, в ближайшем будущем он сам переместится в разряды экспортеров вооружения.

Также можно объяснить и потерю рынка Центральной Европы – он развивается сам, и Россия уже не нужна.

С вопросом, что же будет с рынком экспорта российского оружия, обратились к заместителю генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константину Макиенко.

Макиенко: Даже если мы контрактовать вообще ничего не будем, на три года примерно работой мы обеспечены. Мы - это российские экспортеры. С другой стороны, по контрактации, а это гораздо более тонкий индикатор, действительно, есть тревожные тенденции, негативные тенденции. Впервые с 99-го года у нас произошло снижение портфеля заказов. Это означает, что подписали контрактов на сумму меньше, чем поставили. Соответственно, портфель заказов упал с 48 миллиардов на начало 2011 года до 40 миллиардов на начало 2012 года. Видимо, эта тенденция продолжится. Года через 3-5 начнется и снижение стоимости поставок.

Так что ближайшие несколько лет бить тревогу не надо. Однако потеря арабского рынка в далекой перспективе может очень негативно сказаться на нашем оружейном экспорте. 

Также по теме
    Другие выпуски