Реформа РАН вынудила ученых собирать деньги на экспедицию через интернет

03/10/2013 - 15:03 (по МСК) Мария Макеева
Реформа Российской академии наук заставила востоковедов через соцсети собирать деньги на экспедицию в Египет. Кампанию начал кандидат исторических наук Максим Лебедев. Напомним, закон о реформе РАН был подписан президентом и вступил в силу 27 сентября. 

Малашенко: Египет – это больше, чем просто сфера научных интересов, это – мечта, признается в первых строках своего поста сотрудник Института востоковедения РАН Максим Лебедев. Российские археологи начали работать в Гизе в 1996 году – на участке площадью шесть квадратных километров, расположенном между Сфинксом и процессионной дорогой Хеопса.  В этом месте хоронили чиновников средней руки, жрецов и придворных. Их гробницам, как и пирамидам, четыре с половиной тысячи лет. До последнего времени Институт востоковедения помогал своим египтологам, пишет Максим Лебедев. Однако в 2013 году за месяц до начала экспедиции выяснилось, что из-за оплаты услуг ЖКХ бюджет поездки сократили до 60 тысяч рублей, а этого не хватит даже на оплату авиабилетов, пишет Лебедев. А дополнительные деньги из-за реформы Российской академии наук просто невозможно получить до начала 2014 года, объясняет автор поста. Вот и решили ученые решать проблему своими силами, чтобы не пропускать сезон, – и отказались от своих зарплат в пользу науки. Но и этого тоже не хватило. До 3 ноября, когда ученые планируют начать экспедицию, нужно собрать как минимум 150 тысяч рублей. Это в два раза меньше, чем требуется для полноценных работ. Тем, кто поможет проекту, востоковеды обещают фотографии гробниц, майки спонсоров и даже уроки древнеегипетского языка.

За два дня удалось собрать 32 тысячи рублей. Деньги пожертвовали 46 человек. До начала экспедиции месяц. После реформы за финансы и имущество Российской академии наук должно отвечать специальное федеральное агентство, однако перечень его полномочий пока не определен. Ученые опасаются, что в ближайшее время могут возникнуть не только проблемы с финансированием проектов, но и с выплатой зарплат сотрудникам Академии, говорит глава профсоюза РАН Виктор Калинушкин. Он объясняет: проблема не в том, что денег нет, а в том, что неясно, кто за что отвечает.

Виктор Калинушкин, глава профсоюза работников РАН: До сих пор не назначен руководитель федерального агентства. У нас сейчас в РАН даже работодателя нет. Это резко усложняет заключение всех договоров на поступление средств. Сейчас деньги в любой институт поступали по разным каналам: часть денег – базовое финансирование, часть – целевые программы президиума РАН и отделений, часть – гранты. Люди, дающие деньги, притормаживают их выделение, они не понимают, кому их дают. А директор Института востоковедения должен думать помимо экспедиций о том, что у него должны быть деньги для того, чтобы оплатить электричество в декабре.

Малашенко: Добавлю, по словам Калинушкина, сейчас у РАН около 35 тысяч договоров на выполнение определенных работ. И это не только проекты, связанные с культурой, но и, например, заказы Министерства обороны. На первом после реформе заседании президиума РАН ученые заявили, что все равно не готовы принимать изменения. Медицинская и Сельскохозяйственная академии, которые были присоединены к РАН, собираются передать свои институты либо регионам, либо профильным ведомствам, чтобы не подчиняться федеральному агентству. Профсоюз обещает продолжить протесты.

Глава РАН Владимир Фортов, которому Владимир Путин ранее предложил возглавить еще и новое агентство, тем временем, призывает академиков сохранять спокойствие и не вступать в противоречие с духом реформы. 
Другие выпуски