Почему Андрею Сычеву и другим инвалидам отказывают в кредитах

17/05/2012 - 03:24 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Жестоко искалеченному в армии, оставшемуся без ног Андрею Сычеву отказали в кредите в банке ВТБ24. Причем случилось это не сразу, а едва в банке выяснили, что просящий о займе – инвалид. Изначально кредит был одобрен, но когда в банке увидели Сычева, в деньгах отказали.

Как объясняет Галина Сычева, мать инвалида, Андрею нужна машина для передвижения по городу – в инвалидной коляске он сильно ограничен. Сычев собирался выплачивать кредит из пенсии и зарплаты. 

Сычева: Столкнулись, во-первых, с лесенками большими, огромными, на 2-й этаж не зайти, подняли его наполовину, дальше не смогли. Потом мне пришлось вызвать оператора по кредитованию, она удивилась: Как это, вы на коляске инвалидной? Вроде того: Какой может быть кредит?  

По ее словам, в банке специально тянули время, а когда они приходили в отделение, там возмущались: чего вы к нам постоянно ездите? В конце концов, банк отказал в деньгах, хотя за машину уже был внесен взнос.

Согласие на кредит дал другой банк – правда, на меньшую сумму.

Сейчас семья готовит иск к ВТБ24. Изначально Сычевы ждали хотя бы извинений, но и их не последовало. Телеканал ДОЖДЬ тоже позвонил в банк, и вот что ответили в пресс-службе банка.

Бочкарев: Мы приносим свои извинения Андрею за те неудобства, которые были ему предоставлены и за непрофессионализм сотрудников, с которыми ему пришлось общаться в данном офисе. При этом я хочу официально заявить о том, что при принятии кредитного решения банк не учитывает ни пол, ни национальность, ни дееспособность заемщика.  

В студии ДОЖДЯ юрист проекта «Без границ» Виталий Король и зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку, глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. 

Казнин: Виталий, скажите, вы разбирались в этой ситуации?

Король: Конкретно в этой ситуации - нет, но я могу сказать, что ситуация с выдачей кредитов инвалидам – это не единичный случай, я не скажу четкую статистику, но это достаточно большое количество отказов.

Я думаю, что скорей всего банк отказывает в кредите из-за опасения, потому что инвалид, в том числе, если, например, сказать, что: мы глухим даем, а инвалидам, передвигающимся на инвалидной коляске, не можем дать; я думаю, что банки исходят из того, что инвалиду на коляске тяжелее устроиться на работу. Для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, очень сложная сейчас ситуация на рынке труда. И банк опасается, что сейчас этот инвалид работает, он, вроде бы, имеет зарплату и может оплачивать кредит, но банк опасается, что может возникнуть такая ситуация, что он потеряет свою работу, найти он ее быстро не сможет, в итоге будет образовываться задолженность, кредит дан большой на выплату автомобиля. Я думаю, что вот это основная причина опасения многих банков.

И что я хочу еще отметить: отказы в выдаче кредитов идут не только инвалидам, но и обычным пенсионерам, которые как попали на пенсию – все, человек не может получить кредит.

Казнин: Анатолий Геннадьевич, банк всегда закладывает какой-то процент кредитов, которые не будут возвращены, невозврат всегда есть, и выдают кредиты часто людям, которых если проверить нормально, то уж точно у них будут проблемы.

Писпанен: Но тем не менее, они просто здоровые, не на инвалидном кресле.

Аксаков: Есть банки, которые, может быть, слишком легко относятся к анализу платежеспособности. Банк заинтересован в том, чтобы деньги вернулись, согласитесь. И просто так давать тому, кто не вернет деньги – это либо надо быть в сговоре с этим человеком, либо не очень ответственно относиться к своей работе.

Казнин: Но ведь закладывают проценты?

Аксаков: Естественно. Особенно при потребительском кредитовании, где облегченная форма выдачи этих денег существует, там закладывается более высокий процент. И, естественно, этот риск невозврата, он сидит в этом проценте.

Писпанен: В данном случае с пострадавшим в армии Сычевым, бывшим рядовым, как утверждает его мама, что сначала не отказывали в кредите, и только тогда, когда увидели, что он в инвалидном кресле… Мы понимаем сторону банка, они испугались, они решили перестраховаться, но можно, например, подать в суд на банк: Вы мне отказали именно по этой причине?

Аксаков: Если не было где-то в официальных документах указано… теоретически – можно подавать в суд. Таких прецедентов не было, поскольку документально никто не пишет, что оказали, потому что нет ноги.

Писпанен: Например, недавно был случай, когда не пускали человека в инвалидном кресле одна из авиакомпаний на борт самолета, потому что побоялась, что с ним что-то случится там. Хотя тоже не было никакого письменного отказа.

Аксаков: В принципе, я говорю и в данном случае, если есть свидетели, которые подтвердят, что в принципе хотели дать кредит, и в суде будет доказано, что вот по этим основаниям было отказано, то можно претендовать на определённую компенсацию.

Писпанен: А вы как думаете, Виталий, нужно идти в суд?

Король: Я думаю, что в любом случае это необходимо делать. Даже если суд будет не в пользу, создавать такой прецедент необходимо. В этом месяце мы ратифицировали международную конвенцию о правах инвалидов. И раз мы ее ратифицировали, и наше государство в лице властей, в лице юридических лиц, в том числе, кредитных организаций, также должны соответствовать и выполнять нормы этой конвенции.

Я считаю, что необходимо создавать прецедент, потому что нет ни одного федерального закона, который бы запрещал выдачу кредита или что либо такое.

Аксаков: Есть Конституция, которая говорит о равенстве всех прав, прав всех людей, но при этом я считаю, что государство, учитывая положение людей-инвалидов, оно должно здесь определить меры поддержки, в том числе, меры государственного страхования, либо каких-то компенсационных мер при страховании.

Писпанен: Ассоциация банков может продвинуться немножко в этом вопросе?

Аксаков: Я первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией, я к вам пришел на передачу и мне сказали, что об этом будем говорить.

На самом деле это прецедент, который требует обсуждения.  

Также по теме
    Другие выпуски