Почему ФСКН считает метадон наркотиком

04/06/2014 - 14:26 (по МСК)

«Метадон в России запрещен, оснований для пересмотра позиции нет», —  напоминают сегодня в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. При этом эксперты считают, что Россия все же может пересмотреть антинаркотическое законодательство. Дело в том, что Европейский суд по правам человека занимается тремя жалобами наркозависимых россиян, которым отказали в заместительной терапии.

В России метадон находится в перечне наркотических средств, которые подлежат контролю, и оборот их запрещен. Это синтетический препарат, который в некоторых странах используют в заместительной терапии. Международные неправительственные организации, например   Human Rights Watch, призвали Россию легализовать метадон,  учитывая огромное количество в стране наркозависимых. ООН и Всемирная организация здравоохранения считают заместительную терапию одной из самых эффективных. Но по нашему закону получается, что метадоновая терапия – это лечение наркозависимого наркотиками.

На это обратили внимание три гражданина России, о которых пишет сегодня газета «Коммерсант». По данным издания, в Европейский суд по правам человека уже в ближайшее время назначит дату первых слушаний.  Все три заявителя считают, что российские власти нарушили статью 8 Европейской конвенции о правах человека, запрещающую любую дискриминацию.

Интересы одного из них представляет адвокат Ирина Хрунова. Она рассказала «Дождю», почему эта ситуация уникальна Дело это касается не какого то конкретного человека, а всего законодательства.

Ирина Хрунова, адвокат: Перед Европейским судом стоит очень серьезная и сложная задача, потому что они будут рассматривать, является ли законодательство всей страны дискриминационным, обоснованным, является ли лечение надлежащим и почему не применяется то лечение, которое рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения. Поэтому говорить о том, что будет какое-то изменение в ближайшее время, конечно, не приходится, Россия стоит твердо на позиции, что метадоновая терапия не применяется в Российской федерации, но посмотрим, что скажет Европейский суд.

Еще один вопрос — как вообще будут строиться отношения России и ЕСПЧ. Вчера, например, стало известно Россия временно прерывает сотрудничество с Парламентской ассамблеей совета Европы. Возникают предположения, что может быть, вообще Россия перестанет обращать внимание на решения этого суда. Но эксперт центра Карнеги Мария Липман говорит, что все-таки такой исход событий вряд ли возможен.

Последним поводом для обсуждения метадоновой терапии стало присоединение Крыма к России и переход региона к российским законам – (украинские законы метадон разрешают). Там 800 человек были задействованы в таких программах, по данным минздрава РФ и ФСНК. Находившийся в регионе метадон изъят и уничтожен. Сегодня «Интерфакс» цитирует руководителя  управления  по  взаимодействию   с общественностью и СМИ ФСКН РФ Владимира Синельщикова:      «В Российской  Федерации  метадон находится  в  списке  препаратов, оборот которых запрещен. Оснований для пересмотра позиции нет. Подтвержденных   клинических   данных,    что   это    содействует освобождению  от   наркозависимости,  нет.   Мы  получаем   всё   больше информации, что в европейских странах есть определённое разочарование  в метадоновых программах».

Фото: ASSOCIATED PRESS

Также по теме
    Другие выпуски