Новый лоукостер «Добролет» будет дешевле поезда, но может и не взлететь

10/10/2013 - 21:48 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
«Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер!». С таким лозунгом в 1920 е годы всех советских граждан призывали поддержать первую в союзе авиакомпанию, которая позже превратилась в «Аэрофлот». Спустя ровно 90 лет процесс пошел вспять, и теперь сам «Аэрофлот» создает «Добролет».

Именно так будет называться новый лоукостер. Впрочем, условий для работы дешевых авиакомпаний в России как не было так и нет. Взлетит ли «Добролет» или его постигнет судьба других российских лоукостеров, которые прекратили свое существование? Ответ на этот вопрос искал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Итак, сегодня случилось одно самый ожидаемых событий в российской авиаотрасли – «Аэрофлот» сделал то, что грозился сделать много лет: объявил о запуске лоукостера. Название «Добролет» родилось еще в 1923 году, когда в РСФСР было создано Российское общество добровольного воздушного флота. Оно должно было помогать развивать авиасообщение, в первую очередь почтовое и пассажирское. Тогда появились вот такие забавные плакаты, которые призывали граждан принимать в этой затее участие. Потом общество было преобразовано в «Аэрофлот». И вот теперь нынешние руководители государственной авиакомпании решили, так сказать, вернутся к истокам.

 По планам «Добролет» должен будет начать работу уже весной будущего года. Для этого будет закуплено 8 новых самолетов. Пока речь идет о Boeing 737, потом появятся «Аэробусы» А320. Сегодня же в своем твиттере гендиректор «Аэрофлота» опубликовал фотографии будущего оформления «Добролетов» и униформу их экипажа.

В каждом будет по 170 мест, а в перспективе и больше. При этом они будут стоять довольно близко друг к другу, а спинки не будут откидываться.  «Да, это будет жестко. Да, вам будет сидеть  по-спартански тяжело», -   так сказал сегодня Савельев на презентации и даже сравнил самолеты с электричкой.  Действительно, европейские лоукостеры не отличаются большим комфортом, впрочем, ничего вопиющего там тоже нет.

Наконец, уборка в самолете будет проводиться только раз в сутки, а не после каждого полета, эта делается для экономии времени, чтобы самолет проводил в аэропорту как можно меньше времени, идеально – менее получаса, и сразу же отправлялся в новый рейс.

В первый год рейсы будут совершаться в 8 городов. Все из Москвы и по самым на сегодняшний день загруженным направлениям: Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Махачкалу, Краснодар, Уфу, Калининград и Новый Уренгой. В дальнейшем число направлений будет расти. Через три года это уже будет 26 городов, в том числе зарубежные, скорее всего, Киев, Стамбул и Ереван. И, наконец, самое интересное. Это цены.

По словам Савельева, скидка по сравнению с обычными билетами будет до 40%. Я посмотрел билеты на дату ровно через месяц – в Петербург «Аэрофлотом» можно улететь за 3400 рублей, на 40% дешевле – это 2000 рублей. В Екатеринбург 5600 рублей сейчас, или 3300 «Добролетом». В Новый Уренгой сегодня у «Аэрофлот» своих рейсов нет. Но у конкурентов самый дешевый – 17200 рублей, а может быть около 10 тысяч. Я напомню, что речь идет о билете «туда и обратно». И это во всех случаях дешевле, чем билеты туда и обратно на поезд. Причем если мы говорим о Питере, то это дешевле, чем даже плацкарт! И если все удастся, это будет настоящий прорыв.

А вот теперь, что касается, удастся или нет. Сегодня руководители «Аэрофлота» озвучили несколько условий. Необходимых для успеха. В первую очередь – это поправки в действующие законы. А именно разрешить продавать невозвратные билеты, разрешить нанимать иностранных пилотов и разрешить взимать плату за провозку багажа. Работа над поправками уже идет, и депутаты обещают все согласовать до конца года.

Валерий Зубов, член комитета Госдумы по транспорту: Непременно надо сделать, это справедливые экономические требования. Я бы даже больше сделал и поговорил о цене на керосин, в которую мы закладывает избыточное количество налогов. Поэтому я буду среди тех депутатов, которые будут настаивать, чтобы это законодательство было принято до конца года. У нас сегодня не более острой проблемы, чем «разбегание» России. У нас теперь, чтобы лететь в Москву, надо сначала лететь на Восток, а затем в Москву. У нас связь между регионами прерывается. Нам позарез нужны лоукостеры. Позарез!  

Лоукостеры, по сути, - это будущее гражданской авиации. Крупнейшие европейские дискаунтеры Rayanair и EasyJet каждый перевозит ежегодно пассажиров больше, чем все российские авиакомпании вместе взятые. И дело не только в удобно законодательстве. Еще одно условие – это аэропортовая инфраструктура. Лоукостерам нужны незагруженные гавани с дешевым обслуживанием. А у нас таких нет. В Москве «Добролет», скорее всего, будет базироваться в «Домодедово», а его сложно можно назвать недозагруженным. Ну, а в регионах вообще все довольно тяжело. И главное условие – молниеносность работы наземных служб. Самолеты должны работать, как маршрутные такси, и совершать по несколько рейсов в день. Остановки в аэропортах – как питстопы в Формуле-1. Лоукостер – это низкомаржинальный бизнес, то есть прибыль с каждого пассажира минимальная, а значит, пассажиров этих должно быть максимальное количество.  Иначе они прогорают. И вот если законодательство можно быстро поправить, то быстро изменить ситуацию с аэропортами невозможно. А если все оставить как есть, то «Добролет» постигнет судьба «Авиановы» и «Скай Экспресса», которые просуществовали всего несколько лет, а перед смертью сравнялись по цене с обычными авиакомпаниями.

Другие выпуски