Нобель-2012: получать стволовые клетки, не оскорбляя верующих

08/10/2012 - 21:24 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Сегодня началась единственная неделя в мире, когда ученые становятся поп-звездами и опережают по количеству упоминаний политиков и артистов. Нобелевская неделя по традиции начинается с объявления лауреатов по физиологии и медицине. Во всяком случае, так было завещано самим Альфредом Нобелем.

Россияне не получали этой премии с 1908 года. Тогда это был Илья Мечников. Сюрприза не случилось. Но победило самое модное и капиталоемкое направление медицины – стволовые клетки. Павел Лобков узнал, почему.

Лобков: Стволовые клетки победили. Нынешняя нобелевская тема народная, модная. Кто о них сейчас только не говорит, не представляя порой себе сути дела. Вот, что сказали нынешние лауреаты, 79-летний англичанин Джон Гердон и 50-летний, по нобелевским меркам пионер, японец Синья Яманака о своих первых впечатлениях, когда узнали, что им будет вручена эта премия.

Гердон: Свои работы я опубликовал 50 лет назад. Я тогда только окончил университет, и счастлив, что дожил до этого момента. Тогда я не думал ни о каких последствиях для терапии. Я оставил своих лягушек еще в 1960-е. И до меня занимались пересадкой ядер, не знаю, в чем тут дело, не знаю, почему ни у кого до меня не получилось. А я доказал, что это возможно.

Яманака: В тот год, когда профессор Гердон опубликовал свои работы, я еще только родился. Кстати, когда мне позвонили сегодня, я прибирался по дому, и вообще не поверил, что мне дали премию, когда секретарь позвонил мне из лаборатории. Что касается  применения технологии стволовых клеток в медицине, я врач по образованию, хирург, и так случилось, что потом я стал исследователем. Я никогда не оставляю мысли применить это все на благо пациентов.

В середине 20 века была дискуссия, одинаковы ли все клетки нашего организма по своему генетическому материалу по тому набору информации, который содержится в ДНК, или ДНК каким-то образом меняется в ходе развития клетки. Единственный способ узнать ответ – взять клетку тела и пересадить ее в яйцеклетку, что и сделал в первый раз Гердон в 1962-м и 1963-м. Он взял икринку лягушки, лишил ее ядра при помощи микропипетки, всадил туда ядро из фибробласта, из клетки кожи лягушки, после чего яйцеклетка стала дробиться, из нее развился головастик. И было доказано, что все клетки нашего организма несут одинаковую  генетическую информацию. Развитием этой процедуры стало то, что начали делать искусственные эмбрионы. Это уже открытие Мартина Эванса, тоже отмечено Нобелевской премией. Искусственные эмбрионы, которые можно разбить на стволовые клетки и из них можно получить любой тип клеток: от нервной до мышечной. Появилась так называемая терапия стволовыми клетками. Правда, в зачаточном состоянии находится. Гердон доказал фундаментальный принцип, что  все наши клетки идентичны генетически. И из одной клетки можно вырастить целый организм, а оттуда, собственно, родилось другое модное направление – клонирование. Проблема была технологической: если яйцеклетки лягушки развивают в обычной воде, даже не очень чистой, то яйцеклетки млекопитающих в контролируемой среде матки. И нужно было имитировать эту среду матки. Это сложные приборы, рецепты, комбинации. В конце концов, это удалось шотландскому профессору Яну Вильмуту. В 1997 году он получил овечку Долли, портрет которой все знают. Но Вильмут сегодня Нобелевскую премию не получил, хотя могли дать троим, третье место вакантно.  

Яманака решил обойти половую клетку, подобрать такие методы выращивания соматических клеток организма, чтобы они сами, без прохождения стадии эмбриона, превращались бы в клетки стволовые. И вот, что две недели назад Яманака говорил о перспективах этого направления.

Яманака: Из полученных нами стволовых клеток мы хотим выращивать нервные клетки, которые в организме не размножаются, и подсаживать их пациенту. Кроме того, культивируя индивидуальные стволовые клетки человека, можно исследовать влияние на них различных лекарств.

Фактически речь идет о персонализованной медицине, когда ваши стволовые клетки у вас берут, выращивают, потом, если с вами что-то случится, есть банк клеток, вам их могут подсадить. Это удобно. Когда японского профессора спросили, что он думает о своей Нобелевской премии, он, в первую очередь, обрадовался тому, что дали его учителю Гердону.

Для получения стволовых клеток сегодня используется два метода. Первый – использование эмбриональных клеток. Нужно уничтожить эмбрион, чтобы получить стволовую клетку. Что значит уничтожить? По некоторым догматам это значит уничтожить жизнь человека. Поэтому от президента Буша до депутата Милонова, который мало что понимает в этом, все против разрушения. Так вот Яманака это обошел. Перепрограммирование клеток по методу японского исследователя не предусматривает прохождение стадии эмбриона и обходит все религиозные запреты. Даже, учитывая, что Обама разрешил частично эксперименты на человеческих эмбриональных стволовых клетках, это уже не нужно.

Остается интрига, почему Вильмуту не дали премию, но обычно Нобелевский комитет на такие вопросы отвечает через 50 лет.
Также по теме
    Другие выпуски