Страсбургский суд защитил права Пичугина из ЮКОСа и активистов НБП

23/10/2012 - 18:08 (по МСК) Никита Белоголовцев
Европейский суд по правам человека вынес сразу два решения не в пользу России. Страсбург признал несправедливым судебное разбирательство по делу бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, а также охарактеризовал как бесчеловечные условия содержания нацболов в московских СИЗО.

Сколько российский бюджет заплатит Пичугину и членам НБП, и какие юридические последствия эти решения будут иметь для них в России, рассказала Елена Шмараева.

Шмараева: Европейский суд по правам человека присудил Алексею Пичугину 9500 евро в качестве компенсации за несправедливое судебное разбирательство. Бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Пичугина судили дважды: в 2005 и в 2007 годах, причем, не за экономические преступления, как Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, а по обвинению в убийствах и покушениях.

В 2005 году Пичугина приговорили к 20 годам колонии строгого режима, через два года к обвинению добавились новые статьи, и экс-сотрудник службы безопасности ЮКОСа был осужден уже на пожизненный срок. Сейчас Пичугин отбывает наказание в колонии «Черный дельфин» в Оренбургской области.

В решении Страсбургского суда идет речь о первом процессе. Оба дела Пичугина рассматривались в закрытом режиме – и это ЕСПЧ в первую очередь признал нарушением прав подсудимого. Пичугин и его адвокаты также заявляли, что к нему на допросах применяли запрещенные средства – так называемую сыворотку правды. Но в Страсбурге это доказать не удалось.

Костромина: Нарушение 3-ей статьи о применении психотропных средств Европейский суд не признал. Признали часть 1 статьи 6, то есть право на справедливое судебное разбирательство, что она была нарушена в связи с тем, что процесс был закрытым, и признали нарушение статьи 6, п. 1, 3(d), то есть, это право на допрос свидетелей. По практике, должен собрать президиум Верховного суда и отменить приговор и кассационное определение по первому делу.

Об этом решении Страсбурга уже высказались российские правозащитники. Они отмечают, что ЕСПЧ не говорит о невиновности Пичугина, но его дело теперь должно быть пересмотрено.

Что касается второго решения Европейского суда, то оно касается нацболов – членов запрещенной сейчас партии Эдуарда Лимонова, которые участвовали в декабре 2004 года в захвате приемной администрации президента. Минфин России должен выплатить Алексею Зенцову, Лире Гуськовой и Ивану Дроздову по четыре тысячи евро – всего 12 тысяч. Их адвокат Дмитрий Аграновский назвал это решение долгожданным.

Аграновский: 7 лет 4,5 месяца ждем вот этого решения. С самого начала, когда я только вступил в дело, продлевали срок содержания под стражей, у меня было сначала пять подзащитных, потом шесть, потом восемь. Я всегда все пишу. И я на следствии написал жалобу. Я по ним по всем написал жалобу по статье 3 - на бесчеловечные условия - и по статье 5, части 3 – неправомерное продление срока содержания под стражей.

По делу о захвате приемной администрации президента в 2005 году осудили 39 человек, но при этом 31 нацбол был отпущен на свободу. Интересно, что дело тогда, как и сейчас дело о событиях 6 мая, было возбуждено по статье о массовых беспорядках, хотя события происходили в помещении площадью не больше двадцати квадратных метров – нацболы забаррикадировались тогда в приемной президентской администрации, вывесив наружу баннер с лозунгом «Путин, уйди сам». Сегодня Европейский суд не признал незаконным тот приговор нацболам, а постановил, что условия содержания в следственных изоляторах «Бутырка» и «Печатники» были бесчеловечными и унизительными, а само заключение было необоснованно долгим – все трое отсидели под арестом по году. Жалоба на сам приговор, по словам адвоката Аграновского, тоже коммуницирована Европейским судом и ждет своего часа.
Также по теме
    Другие выпуски