На экранопланах против «Гринписа». Как Шойгу будет воевать в Арктике

10/12/2013 - 23:22 (по МСК) Мария Макеева, Дмитрий Казнин

В следующем году Минобороны обязалось создать Арктические войска. Об этом 10 декабря на итоговой коллегии ведомства заявил министр обороны Сергей Шойгу. Формально арктические войска создают для обеспечения военной безопасности и защиты национальных интересов России — например, от террористов и контрабандистов. Во льдах.

Шойгу сообщил, что Минобороны уже занимается восстановлением аэродромов и причалов на Земле Франца‑Иосифа и Новосибирских островах, уже отремонтирован аэродром «Темп» на арктическом острове Котельный. В следующем году Минобороны планирует восстановить аэродромы в Тикси, Нарьян‑Маре, Алыкеле и еще нескольких городах на берегах ледовитого океана. 

В октябре власти объясняли, что такая активность по возобновлению авиабаз в Арктике связана с охраной природных ресурсов. На самом деле Арктика давно является геополитическим объектом желания для российского руководства. Примерно с тех пор, как ученые обнаружили там около трети всех мировых запасов ископаемого топлива — то есть нефти и газа. 

Россия, США, Норвегия, Дания и Канада составляют «Арктическую пятерку» ‑ это страны, которые по конвенции ООН могут претендовать на континентальный шельф Арктики. Россия претендует более чем на 1 млн км² шельфа и подала иск в ООН еще в 2002 году. Дания претендует на 62 тысячи км², подала иск в конце ноября, и вот Канада в последний день приема заявок в Комиссию ООН по морскому праву — это было позавчера — решила заявить права на шельф вплоть до Северного полюса. В итоге спорное с Россией перекрытие территорий составит около 29 тысяч квадратных морских миль. 

Успешные примеры таких заявок есть: Норвегия, например, подала заявку в 2009 году и уже получила права на дополнительные 235 тысячи км². У России же есть геологическое продолжение российского участка континентального шельфа: подводные арктические хребты Менделеева и Ломоносова, они тянутся до Гренландии. Вот на них Россия и претендует.

Арктическая активизация началась в этом году, и в октябре случился первый громкий скандал, связанный с этой темой. Профессор ВШЭ и телеведущий Сергей Медведев опубликовал в интернете предложение передать Арктику под международную юрисдикцию.  Вот что он рассказал в эфире ДОЖДЯ.

Сергей Медведев, профессор ВШЭ: Сразу скажу, что это не моя позиция. Я озвучил то, что существует уже в природозащитном, природоохранном обществе много лет. То, о чем говорят экологи, то, о чем говорят международники. О том, что возможны международные режимы. Такой режим, как например, существует для Антарктиды. Еще в 1959 году договорились, есть большой договор об Антарктике, который был даже ратифицирован, если я не ошибаюсь, в  1980-м или 1982-м году, который запрещал промысловое рыболовство. Антарктика объявляется зоной мира, на Антарктику не существует суверенных притязаний, там невозможна военная деятельность, там невозможна хозяйственно-промысловая деятельность, добыча природных ресурсов.

Президент Владимир Путин на встрече с руководителями первичных отделений партии «Единая Россия» заочно ответил ему, назвав его — неуместно и неполиткорректно, то есть в своем фирменном стиле — «придурок».

При этом спецпредставитель по Арктике при президенте России Артур Чилингаров заявил в нашем эфире, что соглашение не подразумевает полного запрета на использование недр. Чилингаров, напомню, вбивал металлический флаг России в дно под поверхности Северного полюса, недавно донес туда же олимпийский огонь, а чуть раньше подписал соглашение о сохранении Антарктики. Он рассказал нам, что даже если такое же соглашение подпишут в отношении Арктики, это не означает, что там не начнут разработку месторождений.

Артур Чилингаров, спецпредставитель президента России по Арктике и Антарктике: Я думаю, что надо думать об экономике, в первую очередь. Если есть технологические возможности добывать, не влияя на окружающую среду, это надо доказывать. Мадридский протокол мы подписывали о сохранении Антарктиды. Дело в том, что так писали, и все тогда подписали, что термин «сохранение ресурсов», а этот термин включает рациональное использование этих ресурсов, вот к чему мы сейчас возвращаемся. Поэтому для того чтобы подойти к охраняемым районам, для этого нужна, конечно, наша позиция, серьезное научное обоснование. Все, что касается Антарктиды, принимается консенсусом. 

Бывшее ведомство Шойгу — МЧС — уже начало строительство десяти спасательных баз по трассе северного морского пути. А пограничная служба ФСБ России недавно объявила, что создает в Петрозаводске центр по строительству экранопланов для охраны водных госграниц. Экранопланы — амфибийное скоростное транспортное средство, использующее для полета «эффект экрана» — летает на высоте нескольких метров над любой гладкой поверхностью — водой, льдом, тундрой, степью. Он не виден радарам, экономичнее самолета и может развить скорость до 600 км/ч. В 70‑е годы министр обороны Дмитрий Устинов отдал приказ построить 120 штурмовых экранопланов, построили 4. Сейчас один из них — в музее флота в Химках.

В последние годы много говорили о том, что этот фантастический проект будет возрожден для развития Арктики. Так что вполне можно предположить, как будут передвигаться арктические войска. Как они будут выглядеть, узнаем позже.

Другие выпуски