Михаил Крутихин о поставках азербайджанского газа: это сугубо политическое решение, которое наносит вред и российской экономике, и «Газпрому»

15/01/2014 - 13:52 (по МСК)

Азербайджан приостановил поставки газа в Россию, об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на «Газпром». Причины такого решения из Баку не сообщаются. 

При этом ИТАР-ТАСС, ссылаясь на азербайджанские СМИ, говорит, что поставки приостановлены из-за проведения ремонтных работ на магистральной автомобильной дороге Баку-граница России. Ежедневные объемы прокачки топлива из Азербайджана до остановки составляли 3 миллиона кубометров в сутки. Когда начались поставки в 2010 году, с каждым годом объем возрастал, однако последнее время наблюдается обратная тенденция. Эту тему Никита Белоголовцев обсудил с партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.

Белоголовцев: Насколько критично для России прекращение поставок газа из Азербайджана? Насколько вы согласны с версией, что причина остановки поставок – это ремонт магистральной автодороги?

Крутихин: Скорее всего, так оно и есть – техническая причина какая-то возникла, поскольку объемы очень незначительные. Но я должен сказать, что остановка поставок – это как бы бонус и для «Газпрома», и для России. Поскольку контракт, заключенный в 2009 году, а затем увеличенный втрое практически в 2012 году, чрезвычайно невыгоден России, это чисто политическая акция. Поскольку Россия - в данном случае «Газпром» - покупает газ в Азербайджане по цене в два раза выше, чем в этом месте газ стоил бы российский, и поставляет его на Северный Кавказ – там,  где за этот газ фактически никто не платит. Это чисто политическая акция, и когда она затевалась, в Москве заявили, что они готовы купить весь газ, который произведет Азербайджан, без исключения, то есть абсолютно все объемы. Это совершенно не нужно ни экономике России, ничему. Идея была в том, чтобы помешать Азербайджану  выйти со своим газом в Европу и там составить конкуренцию «Газпрому». Предполагалось, что купим его здесь, чтобы он не пошел в Европу. Не получилось.

Белоголовцев: Неужели экономические потери от таких невыгодных сделок превышают возможные дивиденды от недопущения Азербайджана в Европу? Здесь какая-то странная, по крайней мере, на первый взгляд, экономическая логика.

Крутихин: А мы видим эту экономическую логику практически везде, гораздо дешевле было бы с той же Украиной помириться и продолжать качать газ через Украину, нежели вкладывать до 70 миллиардов долларов в строительство «Южного потока» и больше 20 миллиардов долларов в строительство «Северного потока», чтобы обойти Украину. Логика здесь не работает, здесь чисто политические амбиции российского руководства, которые, на мой взгляд, приносят гигантский вред и российской экономике, и нам, налогоплательщикам.

Белоголовцев: Насколько тогда стоит радоваться, что объем поставок из Азербайджана снижается? Говорит ли это о том, что «Газпром» потихонечку переходит к экономическому планированию и пытается сократить издержки хотя бы на этом направлении? Мы знаем, что экономическая ситуация у «Газпрома», мягко говоря, не идеальная в последние годы.

Крутихин: Я вижу, что никакой тенденции к сокращению политизированных решений в «Газпроме» просто не наблюдается. Мы видим, что сначала был контракт с Азербайджаном о покупке одного миллиарда кубометров в год, затем его увеличили до двух миллиардов, в сентябре прошлого года подписались на три миллиарда кубометров в год закупать у Азербайджана. Но, слава Богу, Азербайджан отправляет нам не больше одного миллиарда в год, и это, в общем-то, хорошо. Но аппетиты у «Газпрома» эти политизированные, которые приносят вред России, нисколько не сокращаются.

Белоголовцев: Михаил, а, может быть, здесь логика в том, что азербайджанский газ просто проще доставлять на Северный Кавказ?

Крутихин: Нет, трубы там есть, все нормально, все было налажено. Когда-то мы из Ирана получали газ – примерно до 1979 года, пока революции не случилось там. Газ этот запитывал, тогда Азербайджан и Армения были все-таки в составе СССР, там полагалось все это. Как только сократили поставки газа в 1979 году, то быстро наладили, проложили новые трубы и наладили снабжение из России. И сейчас вполне нормально идет этот газ с российской стороны, гораздо больше его там требуется, чем получается из Азербайджана.

Другие выпуски