Мэрия научит собак уважать людей

15/06/2012 - 21:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Уже к осени депутаты Мосгордумы обещают подготовить новую кинологическую концепцию: всех собак, особенно бездомных, перепишут, а владельцев - обяжут пройти обязательные «курсы социализации в городской среде».

Причем вне зависимости от породы: будь то домашняя болонка или бойцовый бультерьер.

Автор идеи, депутат Московской думы Инна Святенко, заявила, что каждый владелец собаки должен будет привести своего питомца, желательно в щенячьем возрасте, на площадку, выдрессировать с инструктором и получить соответствующий сертификат. По ее словам, даже самое миролюбивое на вид животное может быть очень агрессивным. Пока не решено, кто будет оплачивать эту услугу — владельцы собак или бюджет города.

Такую инициативу гордумы и ее практическое воплощение в жизнь мы обсудили с руководителем кинологического центра «Служебная собака» Дмитрием Родионовым.

Писпанен: Как вам такая инициатива городских властей?

Родионов: Любая хорошая инициатива – это замечательно.

Писпанен: А она хорошая?

Родионов: Когда обратились… Конечно, хорошая. Так как обратились на эту сторону нашей жизни, которая жизнь у нас имеет много проблем, а если мы касаемся собак, то эта инициатива – неплохая. Главное, чтобы ее правильно рассмотрели.

Писпанен: Что такое «курсы социализации в городской среде» для собаки? Я понимаю, если ты заводишь собаку, и я с этим абсолютно согласна, тем более, если это будет бойцовая, как у нас любят, или какая-нибудь большая собака, нужно ее обязательно водить на площадку, дрессировать, водить в наморднике, что очень часто не делают, на поводке и так далее. За это можно штрафовать, например, если не соблюдаются вот эти правила поведения. Но что значит, давать им какую-то регистрацию, паспорт, проходить курсы социализации, это что такое? Как это можно проверять?

Родионов: Вообще это очень легко можно сделать. В каждом районе, в каждой области есть кинологические центры, площадки, специалисты-кинологи, инструктора, они могут вполне совместно с администрацией сделать это и проверить собаку на ее социализацию. А именно: главное – научить хозяев правильно выполнять требования содержания собаки в общественных местах, правильно ее выгулять, правильно ее содержать, соблюдать те правила, которые нам нужны, чтобы не навредить ближнему…

Писпанен: Мешочки для экскрементов повесить по всему городу – у нас денег нет?

Родионов: Мешочки – это одно, а другое дело зубы, лай впустую, который мешает соседям, так скажем, уложить ребенка и так далее. Много здесь проблем.

Казнин: Возможно ли это сделать в Москве?

Родионов: Возможно.

Казнин: Вы говорите, что это возможно, но давайте просто пример: станция метро Сокол, где-то во дворах стоит дом, в этом доме десятки собак, большая часть людей снимают квартиры, они нигде не стоят на учете, нигде не зарегистрированы, они плевать хотели на все эти правила, они выводят своих собак без намордников, а если им делаешь замечание, ты еще и пострадаешь, собаки кусают людей, бросаются, лают и так далее. Каким образом они придут к вам в кинологический центр?

Родионов: Я вас понял. В этом районе люди могут снимать квартиры, но администрация там постоянная, правовые законы постоянные, участковый постоянный, площадки и люди постоянные, поэтому они должны на своем месте внести…

Казнин: Вы думаете, что сейчас участковый не знает об этом? Конечно, знает.

Родионов: Просто надо к действию уже привести закон.

Казнин: Вот об этом и речь.

Писпанен: У меня такое ощущение, что вы говорим немножко на разных языках, потому что у меня, например, всю жизнь собаки. У меня сейчас тоже большая взрослая собака, на которую я потратила уйму времени и огромное количество денег для того, чтобы ее выдрессировать. Это не случилось. Собаку так и не выдрессировали в конце концов. Но тем не менее, если бы я делала это в рамках этой программы, мне бы выдали паспорт, собака социализирована - я потратила деньги, я провела время, от этого собака вести себя правильнее и воспитаннее не стала.

Родионов: Хорошо, вопрос только в том, к кому обращались. Кто дрессировал, и кто нес ответственность за вашу собаку? Надо же нести ответственность, не просто так проходить какой-то курс и на определенном месте. Есть еще такой раздел, как работа собаки в стереотипном месте. То есть, на площадке она у вас может работать, сдать все экзамены, а зайти за площадку и уже вести себя так, как…

Писпанен: Вот ровно это и происходило.

Родионов: Поэтому здесь нужны уже те люди, которые компетентны.

Казнин: Достаточно таких людей разве в Москве, чтобы всех собак сертифицировать?

Родионов: Если набрать в Интернете раздел «дрессировка собак», вам буквально выдаст Интернет 4 миллиона 500 тысяч ссылок.

Писпанен: Как вы понимаете, огромное же количество непрофессиональных людей, которые берут деньги и ничего не делают.

Родионов: Естественно. Это уже вопрос тот, который касается не к нам, а к профессионализму. То есть, у человека есть выбор, опять таки, к кому обратиться, и есть соответствующие данные, соответствующие предложения, человек должен выбирать. Это если ему, допустим, просто, как мы сейчас с вами говорим, где дрессировать собаку, допустим, и кто это должен сделать. Коль мы говорим: на государственном уровне как это все произвести? Должны быть официальные площадки в администрации, они зарегистрированы…

Везде нужно наводить порядок. Порядок нужно наводить постепенно. И на своих местах должен каждый работать.

Казнин: Какой участковый будет этим заниматься? В том доме – притон с проститутками, в этом торгуют наркотиками, здесь у него 20 гастарбайтеров в квартире живет…

Родионов: На то он и участковый. Если вы задаете вопрос не просто кинологу, а кинологу с криминальной милиции, который отдал свою жизнь, поэтому я вам скажу: легко на своем участке наводить порядок.

Казнин: То есть, нужно, чтобы сверху его ткнули?

Родионов: Не ткнули, а просто выполнять свою работу, обычную работу. По всем фактам, как вы говорите, и по наркотикам, и по собакам, и ближе быть к людям, вообще ближе. Это просто.

Писпанен: Если хотя бы примерно можно себе представить, как это может работать в отношении собак, у которых есть хозяева, они живут в квартире и так далее, их можно проследить, понять, где ее социализировать, где давать ей паспорт. А как это можно сделать с бездомными собаками? Это что значит?

Родионов: Был вопрос стерилизации собак. Не совсем бездомные эти собаки. Они прикреплены или прикормлены, так скажем, к определенному месту.

Казнин: Сами прикрепились?

Родионов: Я вам объясню простую вещь. Если у нас есть метро, вы увидите у каждого метро прикормленные собаки, они прикормлены человеком, и человеками – теми, кто там чем-то занимаются.

Писпанен: То есть, это злой умысел?

Родионов: Умысел хороший – прикормить собак, но они там живут и охраняют свой ареал, место, там, где они охотятся, мы говорим образно, там, где они питаются. Гаражный участок, конечно, любому сторожу хорошо, что рядом собаки, которые подадут сигнал, это дополнительная сигнализация, они хорошие работники. Но если бы они были в штате и правильно выставлялись, и правильно проходили патруль, так скажем, и прочее, если бы они были зачислены в эту охрану, то это была бы собака служебная. А так как выгодно просто содержать их и прикармливать без всякой ответственности, вот и получается то, что они кусают кого попало, никто за это ответственности не несет. Поэтому нужно просто тем же участковым, тем же патрулям пройтись и посмотреть, кто прикармливает данных собак и сделать соответствующие выводы. Все просто.

Казнин: Вы же знаете, что выделялась большая сумма на эту программу стерилизации. Программа, честно говоря, провалилась. В этой сфере хаос царит. Есть люди, дог-хантеры, которые вообще занимаются тем, что выслеживают этих бездомных собак и травят их, например.

Родионов: Это преступление.

Казнин: Тем не менее, их за это, как правило, не судят. И есть общественное мнение очень многих людей, в том числе, у которых маленькие дети, которые поддерживают их на бытовом уровне, потому что никто этим вопросом не занимается. Городская власть не занимается, деньги выделяются. Поэтому мы вас и спрашиваем, если опять сейчас выделят деньги, опять программы какие-то организуют, и опять это закончится тем, что ничем не закончится?

Родионов: Это закончится тем, чем надо, если будет ответственное лицо, понимаете? Очень просто. Ответственное лицо, кто этим занимается, он должен за это отвечать.

Писпанен: Министр по собакам.

Родионов: Зачем? При каждой администрации есть ответственное лицо, назначенное, и он должен просто выполнить эту работу и доложить соответственным органам. Это все очень нормально и просто по всем, причем, действиям. Это одно и то же, как мы говорим, наркотики, проституция, дети не задействованы, чем надо. То есть, это то же самое.

Посмотрите с другой стороны. Одно дело, собаки лают, кусаются, мешают, а другое дело – собаки могут быть единственным близким другом пожилому человеку одинокому. То есть, нельзя рубить шашкой, а нужно рассмотреть вопрос и его последовательно, очень мягко и хорошо решить. Это можно сделать, даже не проблема.  

Также по теме
    Другие выпуски