Летчик Магомет Толбоев: в гибели Як-42 виновен человеческий фактор

07/09/2011 - 19:13 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Летчик-испытатель Магомет Толбоев рассказал о причинах авиакатастрофы под Ярославлем.

Трагедия под Ярославлем, где сейчас происходит мировой политический форум и куда завтра прилетит президент Дмитрий Медведев. Самолет Як-42 разбился при взлете из аэропорта Ярославля. Случилось это в 16:05 по московскому времени. На борту чартерного самолета находился основной состав хоккейного клуба "Локомотив" - действующего бронзового призера Континентальной хоккейной лиги.

Данные о погибших разнятся. Как сообщает региональное управления МЧС, погибли 36 человек, один выжил. Северо-западное следственное управление на транспорте говорит о двоих выживших и 35 погибших.

Лайнер авиакомпании "Як Сервис" летел в Минск, где завтра должен был пройти матч "Локомотива" с белорусским клубом "Динамо". Як-42 вылетел из аэропорта, но при наборе высоты упал и развалился на две половины. Часть тел пассажиров оказались в реке Волга, куда рухнул фюзеляж.

По предварительным данным, причиной катастрофы мог стать отказ техники, об этом сообщил "Интерфаксу" источник в аэропорту "Туношна", с которого взлетал самолет. Рассматривается также версия об ошибке пилота. Источник уточнил, что вечером в среду под Ярославлем была ясная погода, наблюдалась небольшая облачность.

Писпанен: Как вы считаете, что могло стать причиной катастрофы этого самолета?

Толбоев: Как обычно, самолет просто так не падает. Я вам заявляю как испытатель, который испытывал этот самолет наравне с другими летчиками-испытателями. У нас такого случая, чтобы Як-42 подводил, не было. Очень много сделано сложных полетов, взлеты прекращенные, продолженные полеты, отказ одного двигателя и т.д. Но тот самолет какая авиакомпания эксплуатировала, в каком состоянии самолет был, какого года выпуска, какой налет, какой экипаж? Какая конкретно причина – это определит комиссия, конечно. Но самолет, я вас уверяю, просто так не падает. Самолет создан, чтобы летать.

Писпанен: Но ему уже почти 19 лет. Это нормальный срок для самолета?

Толбоев: Нормальный. Не зависит от срока самолета. Самолет может летать и 50 лет. У американцев В-52, бомбардировщик, у нас Ту-95 летает уже под 60 лет. Ничего страшного. Все зависит от уровня эксплуатации, сервиса, как за ним ухаживают. Но я знаю, 80% просто сосут ресурс, чтобы заработать деньги. И это при попустительстве государственных органов надзора – Росавиации и других, которые должны следить за этим. Но, к сожалению, я не могу винить только одну авиакомпанию, я должен обвинить в этом государственные органы. И могу посоветовать единственный выход из положения – это должно быть постановление правительства России, иначе эти департаменты никого не слушают. Они только занимаются поборами денег, вместо того, чтобы обеспечить безопасные воздушные перевозки. Этот чиновничий аппарат уже насытился так, что им безразлично, в каком состоянии авиационный парк России.

Казнин: Если не погода, то значит, человеческий фактор?

Толбоев: Конечно, какая там погода. Сейчас хорошая погода по всей европейской части. Ну не может быть, чтобы отказали все три двигателя, не может, чтобы отказало управление целиком, потому что там не электронное оборудование, а механическое управление. Может быть, экипаж убрал закрылки на малой скорости? Всякое может быть. Мы не можем давать сейчас оценку, я не в состоянии дать оценку. Но в любом случае это человеческий фактор. То ли это связано с наземным техническим составом, который обслуживал самолет, то ли руководством авиакомпании, которая эксплуатировала этот самолет, то ли летным экипажем, который в это время находился в кабине. Мы не знаем. В любом случае, это человеческий фактор, самолет так никогда не ломается, ни один тип.

Также по теме
    Другие выпуски